МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика работы телерадиорепортера

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 120
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7
курсовой проект: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 24 24 60 60
Сам. работа 72 72 48 48 120 120
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.;ст. преп., Рюхов П.С.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика работы телерадиорепортера

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Преподавание дисциплины «Методика работы ТВ-радиорепортера» ставит перед собой цели:
- дать студентам университета кафедры «Теории и практики журналистики» знания о технологии работы над телевизионным информационным сюжетом;
- получение методологических основ для освоения практических навыков по созданию журналистских произведений, выполненных в различных телевизионных жанрах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.требования к созданию и оформлению журналистского аудиовизуального продукта, выполненного в разных жанрах для размещения на различных платформах, методы работы в зависимости от выбранного телевизионного жанра, основы режиссуры и выразительные средства экрана, специфику телевизионного языка, правила создания сценария телевизионных сюжетов и программ.
3.2.Уметь:
3.2.1.найти информационный повод, оформить идею, создать синопсис или сценарную заявку, организовать съёмки, взаимодействовать с ньюсмейкерами, работать в условиях различных типов съёмки (репортажная, постановочная, метод реконструкции факта и.т.д.), обработать видеоматериал, подготовить сценарий, грамотно работать с текстом сценария, взаимодействовать с режиссёром монтажа на этапе постпродакшн.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа медиатекстов и экранной продукции, экранной режиссурой, монтажными приёмами, базовыми навыками работы за монтажным столом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Телевизионная журналистика как часть аудиовизуальной культуры.
1.1. Создание синопсисов информационного телевизионного сюжета Практические 7 8 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
1.2. Подготовка сценарной заявки на любой телевизионный продукт Практические 7 5 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
1.3. Редактирование текста Практические 7 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
1.4. Создание текста на одну заданную тему в двух разных жанрах Практические 7 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
1.5. Написание шпигеля для телевизионного выпуска новостей Практические 7 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
1.6. Создание видеоистории Практические 7 11 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
1.7. Создание телевизионного информационного сюжета или иного жанра экранного продукта Сам. работа 7 72 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Основы работы над телевизионной информационной программой
2.1. Типы информационных программ Практические 8 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.2. Принцип волновой рецепции зрительского восприятия и драматургия информационной программы Практические 8 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.3. Структурные элементы информационной программы Практические 8 6 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.4. Основы работы над сценарной заявкой Практические 8 6 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.5. Работа над телевизионным контентом в условиях кроссмедийного планирования Практические 8 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.6. Информационный выпуск (написать шпигели и подачи) Сам. работа 8 20 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.7. Сценарная заявка телевизионной программы Сам. работа 8 15 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.8. Трансформация телевизионного контента информационной программы под интернет-ресурсы Сам. работа 8 13 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446404
Л1.2 Базанова, О.С. Специальный репортаж: от идеи до эфира : учебник Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142647
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ермилов, Алексей Живой репортаж. Профессиональные советы тележурналисту : Аспект Пресс, 2010
Л2.2 Сластенкин, Р.И. От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : учебное пособие Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279
Л2.3 Галкин, А.В. Телевизионный репортаж: особенности и технологии создания : учебное пособие Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140819
Л2.4 Разин, Н.П. Особенности работы журналиста на радио : учебник Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141473
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э3 Сайт по обучению видеосъемки на иностранном языке snimifilm.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение