МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика работы телерадиорепортера

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 152
Виды контроля по курсам
курсовой проект: 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 16 16 12 12 28 28
Сам. работа 56 56 96 96 152 152
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.;ст. преп., Рюхов П.С.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика работы телерадиорепортера

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать студентам знания о технологии работы над телевизионным информационным сюжетом;
- получение методологических основ для освоения практических навыков по созданию журналистских произведений, выполненных в различных телевизионных жанрах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.требования к созданию и оформлению журналистского аудиовизуального продукта, выполненного в разных жанрах для размещения на различных платформах, методы работы в зависимости от выбранного телевизионного жанра, основы режиссуры и выразительные средства экрана, специфику телевизионного языка, правила создания сценария телевизионных сюжетов и программ.
3.2.Уметь:
3.2.1.найти информационный повод, оформить идею, создать синопсис или сценарную заявку, организовать съёмки, взаимодействовать с ньюсмейкерами, работать в условиях различных типов съёмки (репортажная, постановочная, метод реконструкции факта и.т.д.), обработать видеоматериал, подготовить сценарий, грамотно работать с текстом сценария, взаимодействовать с режиссёром монтажа на этапе постпродакшн.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа медиатекстов и экранной продукции, экранной режиссурой, монтажными приёмами, базовыми навыками работы за монтажным столом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Телевизионная журналистика как часть аудиовизуальной культуры.
1.1. Создание синопсисов информационного телевизионного сюжета Практические 3 5 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.2. Подготовка сценарной заявки на любой телевизионный продукт Практические 3 5 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.3. Редактирование текста Практические 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.4. Создание текста на одну заданную тему в двух разных жанрах Практические 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.5. Написание шпигеля для телевизионного выпуска новостей Практические 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.6. Создание телевизионного информационного сюжета или иного жанра экранного продукта Сам. работа 3 56 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основы работы над телевизионной информационной программой
2.1. Типы информационных программ Практические 4 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.2. Принцип волновой рецепции зрительского восприятия и драматургия информационной программы Практические 4 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.3. Структурные элементы информационной программы Практические 4 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.4. Основы работы над сценарной заявкой Практические 4 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.5. Работа над телевизионным контентом в условиях кроссмедийного планирования Практические 4 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.6. Информационный выпуск (написать шпигели и подачи) Сам. работа 4 36 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.7. Сценарная заявка телевизионной программы Сам. работа 4 30 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.8. Трансформация телевизионного контента информационной программы под интернет-ресурсы Сам. работа 4 30 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сластенкин, Р.И. От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : учебное пособие Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279
Л1.2 Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446404
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ермилов, Алексей Живой репортаж. Профессиональные советы тележурналисту : Аспект Пресс, 2010
Л2.2 Галкин, А.В. Телевизионный репортаж: особенности и технологии создания : учебное пособие Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140819
Л2.3 Базанова, О.С. Специальный репортаж: от идеи до эфира : учебник Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142647
Л2.4 Разин, Н.П. Особенности работы журналиста на радио : учебник Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141473
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт по обучению видеосъемки на иностранном языке snimifilm.com
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение