Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Теория и методика журналистского творчества |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ТиМЖТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 20 | 10 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Практические | 26 | 26 | 20 | 20 | 46 | 46 |
Сам. работа | 36 | 36 | 15 | 15 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | 1.– теоретическое и практическое овладение современной методологией исследования функционирования средств массовой информации; 2 – глубокое и всестороннее изучение методологии научных исследований в области гуманитарных наук, её сопряжённости с современными отраслями междисциплинарных исследований, открывающих общие и частные закономерности функционирования средств массовой коммуникации и массовой информации; 3. – постижение конкретно-исторического развития научной мысли, формирование научных парадигм, сформировавших важнейшие отрасли современной науки, в том числе – и гуманитарной; 4 – понимание специфики научного подхода к изучению различных сфер деятельности средств массовой коммуникации и массовой информации, выбора методики исследования функций, предмета, методов формирования содержания массовых информационных потоков для научных исследований и повседневной работы журналиста; 5. – выработка навыка определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; 6. – закрепление |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-8 | готовность к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способность выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные направления научных исследований по проблемам теории и практики журналистики, подходы к определению актуальной проблемы медиаисследования, методику выбора способов и методов научного медиаисследования и разработки медийных исследований разной степени сложности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | создать логически выстроенное письменное исследование; выражает в исследовательской работе мировоззренческую и научную позиции; способен организовать самостоятельную работу по реферированию и анализу научной литературы; организовать проведение эмпирического медиаисследования, выбрать актуальную тему для научного доклада и научной статьи, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками планирования и организации и разработки самостоятельного научного медиаисследования разной степени сложности; подготовки научного доклада, сообщения на семинаре, презентации научного сообщения; навыками подготовки научной статьи. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология медиаисследований | ||||||
1.1. | Методология научного исследования. Метод и методология. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Классификация методов научного исследования | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Метод и методология в научном исследовании | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Особенности современного социального познания. Специфика методов социально-гуманитарных наук. Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Журналистика как объект исследований. | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Парадигма медиаисследования: роль общенаучных методов исследования медиа и СМИ | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | О новой парадигме социальной методологии. Роль общенаучных методов и принципов в социально-гуманитарных и медиаисследованиях: наблюдения, этнометодологии, социального эксперимента, биографического, идеографического, монографического методов, сравнительного (компаративистского) метода, проективных и игровых методов, тестирования, социометриии, медиаметрии, иконографии. | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Медиа, СМИ, журналистика: предметное поле исследования | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Основные научные течения и школы исследования СМИ. | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | От теории двухступенчатого потока информации – к теориям информационного общества | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Ведущие отечественные исследователи СМИ и СМК: методологические подходы и новаторство. | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Исследование медиа цифровой эпохи. Новые подходы и концепции. Пересмотренная критическая теория. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Компоненты СМИ как предмет исследования. Анализ материалов СМИ. Анализ носителя информации. Анализ процессов получения информации. Концептуальные приемы научных исследований СМИ. Техника проведения научных исследований (основные приемы). Методологические подходы к исследованию новых сфер функционирования средств массовой информации (специализированных, тематических, медиаконвергентных, сетевых СМИ, блогосферы…) | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Ведущие отечественные исследователи СМИ и СМК: методологические подходы и новаторство | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Разработка плана медиаисследования: ключевые моменты и специфика применения различных подходов. Типы и виды медиаисследования, цели и задачи. Этапы медиаисследования. Оформление результатов. | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Техника проведения научного исследования | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.16. | От теории двухступенчатого потока информации – к теориям информационного общества | Сам. работа | 1 | 16 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.17. | Коллоквиум «Современные методы медиаисследований» | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.18. | Культура медиаисследования | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.19. | Разработка и реализация плана медиаисследования: ключевые моменты и специфика применения методов исследования. Порядок исследовательской работы | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Методика и методы медиаисследований | ||||||
2.1. | Методология классической рациональности: совокупность диалектико-материалистических методов исследования СМИ. Методы изучения систем, структур, методов и выразительных средств журналистики. Принципы диалектико-материалистического исследования. | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Количественные методы исследования. Эмпирические методы исследования СМИ: процедуры и методы методы сбора, анализа и проверки эмпирического материала: исследование медиатекстов. | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Исследования массовой аудитории. Изучение аудитории теле- и радиовещания. Медиаметрия. Рейтинги СМИ, медиахолдингов и компаний. Исследование онлайн-СМИ, онлайн-опросы. Морниторинг в реальном времени. Специальные методы изучения «новых медиа». | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Количественные методы исследования. Методы эмпирической социологии в медиаисследованиях | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Методология неклассической рациональности. Социальная феноменологии, герменевтика как ведущие методы социально-гуманитарного исследования. Качественные методы исследования. | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Контет-анализ содержания текстов СМИ | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Качественные методы исследования. . Cтратегии качественного исследования: этнография, исторические исследования, этнометодология, обоснованная теория, case study, life story, oral history, визуальные исследования. | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Опрос и интервью как методы сбора информации | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.9. | Методология постнеклассической рациональности. Специфика парадигмы постмодерна. Парадоксы эпистемологии. Эстетика постструктурализма. | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.10. | Методы качественного исследования медиа | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.11. | Дискурс-анализ медиаконтента. Метод критического дискурс-анализа. | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.12. | Метод фокус-группы в медиаисследованиях | Практические | 2 | 4 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.13. | Синергетическая методология и медиаисследования. Принцип нелинейности в изучении самоорганизации медиасистем. Новые медиа:динамика исследовательских подходов. | Лекции | 2 | 1 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.14. | Метод визуального исследования медиа | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.15. | Информация и коммуникация.Профессии информации и коммуникации. Нематериальная сущность информации. Материальная сущность коммуникации. Информация как абстрактный контент. Роль языка. Информация и пропаганда. Информационное общество и его определения. Технократические видения будущего СМИ. Галактика Гутенберга и галактика Маклюэна. Работы Тоффлера и Белла. Информациональный капитализм Кастелльса. Теория использования СМИ и техники. | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.16. | Реферат | Сам. работа | 2 | 15 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.17. | Постмодернистские тенденции в медиаисследованиях | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.18. | Вопросы для изучения и обсуждения | Практические | 2 | 4 | ОК-1, ОПК-8 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.19. | Экзамен | 2 | 27 | Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Методология научного исследования. Метод и методология. 2. Классификация методов научного исследования. Многоуровневая концепция методологического знания. Общенаучные и дисциплинарные методы исследования СМИ. 3. Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии. Актуальность её для современных медиаисследований. 4. Актуализация проблемы междисциплинарных исследований функционирования СМИ и СМК в период становления информационного общества. 5. СМИ как объект исследования. СМИ и медиа – различия терминов. Информация и коммуникация. 6 Медиаисследования и исследования СМИ. Медиа, культурные продукты и СМИ как объекты исследования. 7. Компоненты СМИ как предмет исследования. 8. Эмпирико-функционалистский подход к исследованию СМИ. 9. Франкфуртская школа исследования СМИ и массовой коммуникации. Значение в развитии дисциплинароной методологии. 10. Наследие Торонтской школы медиаисследований. Становление междисциплинарной методологии исследований СМИ и МК. 11. Ведущие отечественные школы медиаисследований: историческая типологизация, типология СМИ, теория журналистики, социология журналистики, медиаэкономика, аксиологии и деонтология СМИ, профессиональная этика. 12. Коммуникативистика: теоретические концепции и методы. 13. Культурологические подходы к анализу СМИ. 14. Системно-структурный метод исследования СМИ и журналистики. 15. От Галактики Гутенберга – к Галактике Интернет: эволюция поля и методов исследования СМИ и МК. 16. Количественные методы исследования СМИ. Общая характеристика. 17. Контент-анализ исследования содержания СМИ. 18. Исследование аудитории СМИ: валидность опросных методов, качественный анализ результатов. 19. Качественные методы исследования. Фокус-групповое исследование. 20. Методы неклассической рациональности в медиаисследованиях: биографический, энтографичекий методы. 21. Методы дискурс-анализа. Прагматический, социолингвистический и когнитивный анализ медиадискурса. 22. Семиотический анализ содержания СМИ. Особенности и анализа семиотических систем с различной знаковой структурой: печатных, визуальных, мультимедийных. 23. Постмодернистская парадигма исследования социальности и журналистика. Эстетика постмодерна, деконструкция, гиперреальность как предметная область анализа. 24. Новые медиа: методы исследования онлайновых СМИ, блогосферы, мультимедийного контента. Структура билета Экзаменационный билет № 3 1. Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии. Актуальность её для современных медиаисследований. 2. Типовое практическое задание: методологический подход и методика конкретного медиаисследования (продемонстрировать на примере собственного научного исследования). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов: 1. Функционирование журналистики в системе глобальной коммуникации: структурно-функциональный подход к исследованию. 2. Типология авторских подходов исследователей к формам и содержанию СМИ. 3. Науки «нового поколения» (семиотика, герменевтика, синергетика) в исследовании массмедиа и журналистики. 4. «Медийный человек» как предмет исследования: основные методы характеристики функционирования в цифровой среде массмедиа и журналистики. 5.«Визуальные исследования» как метод изучения содержания контента сетевых СМИ. 6.Методы качественного анализа содержания контента СМИ. 7.Дискурс-анализ контента СМИ: основные характеристики метода. 8. Методы социологического исследования аудитории СМИ. 9. Мультимедийная журналистика: особенности междисциплинарной методологии исследования. 9. «Новые СМИ» в зеркале междисциплинарного подхода. 10. Методика исследования амбивалентности конфликтогенных текстов в содержании СМИ. 11. Социальные сети и СМИ: методология и методы исследования взаимодействия. 12.Исследователь СМИ как эксперт содержания и воздействия материалов СМИ на общественное мнение аудитории. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. А. Бриггза, П. Кобли | Медиа: введение: учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784 |
Л1.2 | Ушаков, Евгений Владимирович | Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов | КноРус, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. В. Черданцева | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Мансурова, Валентина Дмитриевна | Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография | Изд-во АлтГУ, 2002 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Бузин, В.Н. | Медиапланирование: теория и практика : учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114785 |
Л2.4 | Мансуров, Александр Валерьевич | Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека» | liber.rsuh.ru | ||
Э2 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э3 | Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система | URL: http://biblio-online.ru. | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Текстовый редактор Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Реферат. Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |