МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировые религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировые религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Мировые религии" знать историю возникновения мировых религий, культурный контекст их развития, их мировоззренческое и нравственное содержание, социокультурное значение в современной общественный жизни и профессиональной деятельности журналиста

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание религиозно–этических учений буддизма, христианства, ислама, основных понятий их религиозной этики и аксиологии, особенности религиозной морали, роль мировых религий в процессах социокультурного бытия, религиозную специфику эпох, исторических и современных регионов.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать религиозные ценности и интересы в социокультурных процессах современности, корректно освещать религиозную проблематику в СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, освещения в прессе вопросов, связанных с религиозным мировоззрением, целостным представлением о тенденциях изменения религии в современном мире, о состоянии и характере религиозности, о процессах секуляризации, сакрализации, политизации, о модернизме и фундаментализме, об интеграционных процессах в религиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия как культурный феномен
1.1. Понятие религии, подходы в истолковании культурной сущности религии. Функции и основные элементы религии. Лекции 2 1 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Посмотрите фильм «Будда», вычлените этапы жизненного пути Будды, опишите их Сам. работа 2 2 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Найдите рациональное зерно в 4-х священных истинах, а также сформулируйте Ваши возражения и сомнения Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Взаимосвязь религии и культуры
2.1. Взаимосвязь религии и культуры. Роль религии в образовании культурных ареалов. Изменение места религии в культурной жизни. Лекции 2 1 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Буддизм
3.1. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. Лекции 2 1 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Посмотрите фильм «Индуизм. Рай на земле», перечислите памятники индуизма и сформулируйте, что они символизируют Сам. работа 2 12 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Христианство в европейской культуре
4.1. Роль христианства в формировании европейской культуры. Ценностные доминанты средневеково-христианской культуры. Лекции 2 1 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.2. Христианское вероучение и культ. Нравственный смысл христианства. Практические 2 1 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. Православие в русской культуре
5.1. Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Роль православия в возникновении и развитии русской культуры. Лекции 2 1 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.2. Прочтите книгу Желязны «Князь света», ответьте на вопрос, как автор демонстрирует взаимопревращения индуистских богов Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 6. Реформация, религиозный модернизм, секуляризация
6.1. Посмотрите фильм «Культовые памятники буддизма», найдите символы вероисповедания, зафиксируйте их. Сам. работа 2 5 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
6.2. Посмотрите фильм «Авраам», найдите ответ, какое откровение получил пророк, во что призывал верить евреев. Сам. работа 2 5 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
6.3. Тест Сам. работа 2 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 7. Роль религий в современном мире
7.1. Религиозные конфликты и религиозная солидарность современности. Практические 2 1 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
7.2. Реферат Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 8. Журналистика и религия
8.1. Религия в контексте интерпретативной функции журналистики. «Религиозный фактор современности» в СМИ. СМИ и религиозно-политические конфликты. Лекции 2 1 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
8.2. Посмотрите фильм «Иудейские праздники», найдите гуманистический смысл в них Сам. работа 2 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
8.3. Посмотрите фильм «Моисей», оцените, какое место этот пророк занимает в истории иудейского народа Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
8.4. Зачет 2 4 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лобазова, О.Ф. Религиоведение: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Горелов, А.А. История мировых религий : учебное пособие Флинта, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83435
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев, Владимир Юрьевич Религиоведение: учебник Юрайт, 2011
Л2.2 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская и др. Культурология: история мировой культуры : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385
Л2.3 Борзова, Е.П. Сравнительная культурология : учебное пособие для высших учебных заведений «СПбКО», 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256084
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал «Религия и СМИ» subscribe.ru
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.