Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "Мировые религии" знать историю возникновения мировых религий, культурный контекст их развития, их мировоззренческое и нравственное содержание, социокультурное значение в современной общественный жизни и профессиональной деятельности журналиста |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-7 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-1 | способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание религиозно–этических учений буддизма, христианства, ислама, основных понятий их религиозной этики и аксиологии, особенности религиозной морали, роль мировых религий в процессах социокультурного бытия, религиозную специфику эпох, исторических и современных регионов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | идентифицировать религиозные ценности и интересы в социокультурных процессах современности, корректно освещать религиозную проблематику в СМИ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, освещения в прессе вопросов, связанных с религиозным мировоззрением, целостным представлением о тенденциях изменения религии в современном мире, о состоянии и характере религиозности, о процессах секуляризации, сакрализации, политизации, о модернизме и фундаментализме, об интеграционных процессах в религиях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Религия как культурный феномен | ||||||
1.1. | Понятие религии, подходы в истолковании культурной сущности религии. Функции и основные элементы религии. | Лекции | 2 | 1 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Посмотрите фильм «Будда», вычлените этапы жизненного пути Будды, опишите их | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Найдите рациональное зерно в 4-х священных истинах, а также сформулируйте Ваши возражения и сомнения | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Взаимосвязь религии и культуры | ||||||
2.1. | Взаимосвязь религии и культуры. Роль религии в образовании культурных ареалов. Изменение места религии в культурной жизни. | Лекции | 2 | 1 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 3. Буддизм | ||||||
3.1. | Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. | Лекции | 2 | 1 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.2. | Посмотрите фильм «Индуизм. Рай на земле», перечислите памятники индуизма и сформулируйте, что они символизируют | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 4. Христианство в европейской культуре | ||||||
4.1. | Роль христианства в формировании европейской культуры. Ценностные доминанты средневеково-христианской культуры. | Лекции | 2 | 1 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
4.2. | Христианское вероучение и культ. Нравственный смысл христианства. | Практические | 2 | 1 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 5. Православие в русской культуре | ||||||
5.1. | Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Роль православия в возникновении и развитии русской культуры. | Лекции | 2 | 1 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
5.2. | Прочтите книгу Желязны «Князь света», ответьте на вопрос, как автор демонстрирует взаимопревращения индуистских богов | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 6. Реформация, религиозный модернизм, секуляризация | ||||||
6.1. | Посмотрите фильм «Культовые памятники буддизма», найдите символы вероисповедания, зафиксируйте их. | Сам. работа | 2 | 5 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
6.2. | Посмотрите фильм «Авраам», найдите ответ, какое откровение получил пророк, во что призывал верить евреев. | Сам. работа | 2 | 5 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
6.3. | Тест | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 7. Роль религий в современном мире | ||||||
7.1. | Религиозные конфликты и религиозная солидарность современности. | Практические | 2 | 1 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
7.2. | Реферат | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 8. Журналистика и религия | ||||||
8.1. | Религия в контексте интерпретативной функции журналистики. «Религиозный фактор современности» в СМИ. СМИ и религиозно-политические конфликты. | Лекции | 2 | 1 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
8.2. | Посмотрите фильм «Иудейские праздники», найдите гуманистический смысл в них | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
8.3. | Посмотрите фильм «Моисей», оцените, какое место этот пророк занимает в истории иудейского народа | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
8.4. | Зачет | 2 | 4 | ОК-7, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лобазова, О.Ф. | Религиоведение: учебник | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Горелов, А.А. | История мировых религий : учебное пособие | Флинта, 2016 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83435 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лебедев, Владимир Юрьевич | Религиоведение: учебник | Юрайт, 2011 | |
Л2.2 | Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская и др. | Культурология: история мировой культуры : учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385 |
Л2.3 | Борзова, Е.П. | Сравнительная культурология : учебное пособие для высших учебных заведений | «СПбКО», 2013 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256084 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Справочно-информационный портал «Религия и СМИ» | subscribe.ru | ||
Э2 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э3 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |