МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мультимедиажурналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Мультимедиажурналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.исследовать культуру современной мультимедийной журналистики, изучить ее формы и процессы; выявить общую логику культурных текстов и практик в цифровых медиа; проанализировать социокультурную специфику российской мультимедийной журналистики; представить различные подходы к исследованию культуры Интернета и цифровых средств коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-5 готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику современных компьютерных и информационных технологий, основы менеджмента в сфере мультимедийного производства
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать сеть Интернет в научно-исследовательской и практической деятельности, планировать и осуществлять поиск и работу с различными источниками информации, принимать решения в профессиональном сообществе, с учетом принципов и норм создания мультимедийного продукта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения прикладных компьютерных технологий в журналистике, исследованиях массовой коммуникации и функционирования средств массовой информации в медиапространстве, представлениями о системе профессиональных сообществ, знаниями о принципах толерантности при руководстве коллективом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Новые медиа как технологии и культурные формы
1.1. Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Сравнительные культурные характеристики цифровых и аналоговых средств коммуникаци. Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Особенности социокультурной структуры Сети. Массовая и персонализированная коммуникация. Культура цифровых гаджетов. Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.3. Специфика работы сервисов для проверки текстов Сам. работа 2 26 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Исследования новых медиа Подходы к изучению новых медиа в гуманитарном знании. Социальные теории новых медиа.
2.1. Исследования М. Кастельса. Социокультурная динамика и новые технологии: «кибероптимисты» и «киберпессимисты». Интерпретация новых медиа в политической науке. Проблематика исследований Интернета в социальных и гуманитарных науках: психология, Практические 2 4 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.2. Фотостоки Сам. работа 2 25 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.3. Возможности Culturalstudies и критического дискурс-анализа для изучения культуры Интернета. Практические 2 4 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.4. Сервисы для обработки изображений Сам. работа 2 27 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.5. Исследования М. Кастельса. Социокультурная динамика и новые технологии: «кибероптимисты» и «киберпессимисты». Интерпретация новых медиа в политической науке. Проблематика исследований Интернета в социальных и гуманитарных науках: психология, культурная антропология, культурология, социология, лингвистика Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.6. Трансформация политики индустрий по отношению к программам и услугам в Интернете в начале 2000-х. Ключевые понятия и принципы культуры Web 2.0, их реализация. Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.7. Web как платформа; синдикация, «mash-up»; пользовательские сервисы и пользовательский контент; фольксономия; «longtail»; принцип «мудрости масс». «Пользователь» новых медиа как новый тип потребителя медийной Практические 2 4 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Коммуникация на основе цифровых медиа
3.1. Черты коммуникации в виртуальной среде: деловое и неформальное общение; политическая коммуникация; развлечения, игра, творчество; электронная коммерция. Практические 2 4 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.2. Особенности вербальных и визуальных текстов в Интернете. Проблема культурного перевода текста на язык цифровых медиа Практические 2 4 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.3. Проблематика локальных самоорганизующихся структур. Виртуальные сообщества как новая форма социальности: виртуальное общество? Феномен социальных сетей в культуре 2000-х. Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Интернет-площадки российских радиостанций: особенности общения с аудиторией.
2. Роль социальных сетей как площадок для присутствия интернет-СМИ
3. Принципы представления реальности на информационных порталах Рунета
4. Интернет-СМИ как тип коммуникации.
5. Youtube и феномен коммуникации при помощи видеороликов.
6. Выбор каналов общения с аудиторией в Интернете (анализ поведения отдельных журналистов).
7. Интернет и телевидение: что лидирует в массовом информационном потреблении (ситуация в России и за рубежом).
8. Социальный смысл краудфандинга.
9. Зарубежный и отечественный опыт краудфандинга.
10. Феномен гражданского активизма в Сети.
11. Интернет-площадки российских телеканалов: особенности общения с аудиторией.
12. Социально-креативная функция интернет- СМИ.
13. Социальное значение равного доступа к коммуникациям (на материалах Интернета).
14. Роль пользователей в формировании повестки дня интернет-СМИ.
15. Специфика функции информирования в интернет-СМИ.
16. Интернет-СМИ и социальные сети: особенности как видов коммуникации.
17. Культура виртуальной личности в Интернете.
18. От юзеров к просьюмерам: развитие видов активности аудитории в Интернете.
19. Представление знания в «Википедии».
20. Становление аудиовизуальной культуры (концепция М. Маклюэна)
21. Сетевое общество в трудах М. Кастельса.
22. Взаимоотношения с аудиторией: членство или платность?
23. Формы интерактивности в Интернете.
24. Социальный смысл интерактивности в СМИ.
25. Новые медиа и конструирование «гиперреальности».
26. Печатная пресса и Интернет: конфликт или сотрудничество?

Примерная структура билета
Билет №
1. Теоретический вопрос.
2. Анализ мультимедийных элементов и уровня визуализации информации в работе предложенного интернет-СМИ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение : учебник Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Четвертков, Николай Васильевич Современная пресс-служба : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учебник для вузов Питер, 2011
Л2.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Социальные ориентиры сервильной журналистики : монография Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/804
Л2.3 Вылегжанин, Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз : учебное пособие Флинта, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363494
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Журнал [Электронный ресурс]: «Журналист» www.journalist-virt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.