Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Теория и методика журналистского творчества |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ТиМЖТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | исследовать культуру современной мультимедийной журналистики, изучить ее формы и процессы; выявить общую логику культурных текстов и практик в цифровых медиа; проанализировать социокультурную специфику российской мультимедийной журналистики; представить различные подходы к исследованию культуры Интернета и цифровых средств коммуникации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий |
ОПК-5 | готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику современных компьютерных и информационных технологий, основы менеджмента в сфере мультимедийного производства |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать сеть Интернет в научно-исследовательской и практической деятельности, планировать и осуществлять поиск и работу с различными источниками информации, принимать решения в профессиональном сообществе, с учетом принципов и норм создания мультимедийного продукта |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения прикладных компьютерных технологий в журналистике, исследованиях массовой коммуникации и функционирования средств массовой информации в медиапространстве, представлениями о системе профессиональных сообществ, знаниями о принципах толерантности при руководстве коллективом |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. Новые медиа как технологии и культурные формы | ||||||
1.1. | Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Сравнительные культурные характеристики цифровых и аналоговых средств коммуникаци. | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.2. | Особенности социокультурной структуры Сети. Массовая и персонализированная коммуникация. Культура цифровых гаджетов. | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.3. | Специфика работы сервисов для проверки текстов | Сам. работа | 2 | 26 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 2. Исследования новых медиа Подходы к изучению новых медиа в гуманитарном знании. Социальные теории новых медиа. | ||||||
2.1. | Исследования М. Кастельса. Социокультурная динамика и новые технологии: «кибероптимисты» и «киберпессимисты». Интерпретация новых медиа в политической науке. Проблематика исследований Интернета в социальных и гуманитарных науках: психология, | Практические | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
2.2. | Фотостоки | Сам. работа | 2 | 25 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
2.3. | Возможности Culturalstudies и критического дискурс-анализа для изучения культуры Интернета. | Практические | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
2.4. | Сервисы для обработки изображений | Сам. работа | 2 | 27 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
2.5. | Исследования М. Кастельса. Социокультурная динамика и новые технологии: «кибероптимисты» и «киберпессимисты». Интерпретация новых медиа в политической науке. Проблематика исследований Интернета в социальных и гуманитарных науках: психология, культурная антропология, культурология, социология, лингвистика | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
2.6. | Трансформация политики индустрий по отношению к программам и услугам в Интернете в начале 2000-х. Ключевые понятия и принципы культуры Web 2.0, их реализация. | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
2.7. | Web как платформа; синдикация, «mash-up»; пользовательские сервисы и пользовательский контент; фольксономия; «longtail»; принцип «мудрости масс». «Пользователь» новых медиа как новый тип потребителя медийной | Практические | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 3. Коммуникация на основе цифровых медиа | ||||||
3.1. | Черты коммуникации в виртуальной среде: деловое и неформальное общение; политическая коммуникация; развлечения, игра, творчество; электронная коммерция. | Практические | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.2. | Особенности вербальных и визуальных текстов в Интернете. Проблема культурного перевода текста на язык цифровых медиа | Практические | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.3. | Проблематика локальных самоорганизующихся структур. Виртуальные сообщества как новая форма социальности: виртуальное общество? Феномен социальных сетей в культуре 2000-х. | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Интернет-площадки российских радиостанций: особенности общения с аудиторией. 2. Роль социальных сетей как площадок для присутствия интернет-СМИ 3. Принципы представления реальности на информационных порталах Рунета 4. Интернет-СМИ как тип коммуникации. 5. Youtube и феномен коммуникации при помощи видеороликов. 6. Выбор каналов общения с аудиторией в Интернете (анализ поведения отдельных журналистов). 7. Интернет и телевидение: что лидирует в массовом информационном потреблении (ситуация в России и за рубежом). 8. Социальный смысл краудфандинга. 9. Зарубежный и отечественный опыт краудфандинга. 10. Феномен гражданского активизма в Сети. 11. Интернет-площадки российских телеканалов: особенности общения с аудиторией. 12. Социально-креативная функция интернет- СМИ. 13. Социальное значение равного доступа к коммуникациям (на материалах Интернета). 14. Роль пользователей в формировании повестки дня интернет-СМИ. 15. Специфика функции информирования в интернет-СМИ. 16. Интернет-СМИ и социальные сети: особенности как видов коммуникации. 17. Культура виртуальной личности в Интернете. 18. От юзеров к просьюмерам: развитие видов активности аудитории в Интернете. 19. Представление знания в «Википедии». 20. Становление аудиовизуальной культуры (концепция М. Маклюэна) 21. Сетевое общество в трудах М. Кастельса. 22. Взаимоотношения с аудиторией: членство или платность? 23. Формы интерактивности в Интернете. 24. Социальный смысл интерактивности в СМИ. 25. Новые медиа и конструирование «гиперреальности». 26. Печатная пресса и Интернет: конфликт или сотрудничество? Примерная структура билета Билет № 1. Теоретический вопрос. 2. Анализ мультимедийных элементов и уровня визуализации информации в работе предложенного интернет-СМИ. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. А. Бриггза, П. Кобли | Медиа: введение : учебник | Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Четвертков, Николай Васильевич | Современная пресс-служба : учебное пособие для вузов | Аспект Пресс, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Киселев, Александр Георгиевич | Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учебник для вузов | Питер, 2011 | |
Л2.2 | Мансурова, Валентина Дмитриевна | Социальные ориентиры сервильной журналистики : монография | Изд-во АлтГУ, 2014 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/804 |
Л2.3 | Вылегжанин, Д.А. | Теория и практика паблик рилейшнз : учебное пособие | Флинта, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363494 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э2 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э3 | Журнал [Электронный ресурс]: «Журналист» | www.journalist-virt.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
410Д | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |