МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новостная журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 62
Виды контроля по курсам
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, Купчинский О.Г.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Новостная журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студентам углубленное знание особенностей новостной журналистики, изучить её взаимосвязь с другими направлениями,рассмотреть особенности работы репортеров, расширить представление студентов о месте новостной журналистики в системе журналисткого труда, функционально должностных обязанностей данной категории журналистов их профессиональных целях и методах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.задачи современного репортерства, понимать его роль в осуществлении информационных и социально ориентирующих функций СМИ как базовых; сущность журналистики новостей; основные методы с источниками информации, возможные негативные последствия искажения фактов и приемы создания журналистских текстов в новостном направлении
3.2.Уметь:
3.2.1.профессионально точно и ответственно выступать в различных жанрах новостной журналистики; анализировать журналистские материалы данного вида, качество репортерского труда, совершенствовать свою квалификацию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы в различных форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, понимать на углубленном уровне сущности и специфики, функции, содержание, этапы, оптимальные
модели, технологии, профессиональные стандарты, психологические особенности журналистской деятельности определенного вида; системой теоретических знаний, относящихся к определенному направлению и виду журналистской деятельности; информацией о научных исследованиях в данной сфере, отечественном и зарубежном профессиональном опыте

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Новостная журналистика в современной прессе
1.1. «Новость». Общее понятие. Событие и новость Лекции 2 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Общая структура новостных материалов Лекции 2 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Оперативный и информативный повод Лекции 2 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Работа с информацией. Новостной контент в региональных СМИ Практические 2 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Интервью. Деловая игра в парах – взаимное интервью Практические 2 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Доклад на тему: "Жанр интервью" Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Структура заметки. "Жесткая"и "мягкая" новости Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.8. Анализ интервью с известныи людьми Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.9. Анализ публикаций СМИ по жанрообразующим признакам Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.10. Подготовка материала в жанре интервью Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.11. Подготовка материала в жанре репортажа Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.12. Подготовка материала в жанре заметки Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.13. Подготовка материала в любом жанре с использованием мультимедийных средств Сам. работа 2 10 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.14. Информационный повод. Особенности освещения выбранного информационного повода в зависимости от коммуникационного канала Сам. работа 2 12 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Амзин, Александр Анатольевич Новостная интернет-журналистика : учебное пособие Аспект Пресс, 2011
Л1.2 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение : учебник Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Лазутина, Галина Викторовна Жанры журналистского творчества : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сандлер, Ю. Работа журналиста в информационном агентстве : учебное пособие Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428972
Л2.2 Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446404
Л2.3 В. В. Герасимов и др. Технология новостей от Интерфакса. Style Guide: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение