Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Мультимедийная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z42_04_02_Мультимедиа-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 123 | 123 | 123 | 123 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | изучить формы и процессы новых медиа; выявить общую логику взаимодействия творческого коллектива и современных технологических стратегий в цифровых медиа; проанализировать специфику работы российских мультимедийных медиа. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-3 | Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОПК-4 | готовность осуществлять профессиональную деятельность, базируясь на знании современных медиасистем, их структуры, знания специфики российской и зарубежных национальных моделей СМИ |
ПК-1 | готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю развития новых медиа в XX-XXI вв.; современную техническую базу и новейшие цифровых технологии, применяемые в СМИ; важнейшие инновационные практики в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции; углубленное знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в средствах массовой информации, в частности интернет-СМИ и мобильных медиа; черты социокультурной специфики Рунета – русскоязычного сегмента Интернета – в сопоставлении с другими Интернет культурами; основные теории новых медиа, способы проблематизации и анализа их конкретных форм и практик |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания для интерпретации цифровых текстов, формулировать направления проектной работы в сфере новых медиа |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | понятийным аппаратом дисциплины; современными методами изучения культуры новых медиа; навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных явлений и практик медийной культуры; базовыми навыками культурного проектирования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Новые медиа как технологии и культурные формы | ||||||
1.1. | Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Сравнительные культурные характеристики цифровых и аналоговых средств коммуникаци. | Лекции | 2 | 2 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.2. | Профессиограмма современного журналиста, характеристика современного журналиста и журналиста, работавшего в СМИ 20 лет назад | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.3. | Повестка дня СМИ | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.4. | Анализ интернет-версий СМИ | Сам. работа | 2 | 25 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.5. | Анализ новостных сайтов. Принципы работы каждого из них | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.6. | Анализ информационных агенств | Сам. работа | 2 | 25 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.7. | Анализ социальных сетей | Сам. работа | 2 | 25 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.8. | Анализ видеохостинга | Сам. работа | 2 | 25 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.9. | Сравнительный анализ информационных агенств, интернет-версий СМИ, социальных сетей и видеохостингов | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
1.10. | Сравнительная характеристика информационных агентств России | Сам. работа | 2 | 7 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 2. Новые медиа и принципы регулирования интернет-изданий | ||||||
2.1. | Черты коммуникации в новых медиа: деловое и неформальное общение; политическая коммуникация; развлечения, игра, творчество; электронная коммерция. | Лекции | 2 | 2 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.2. | Аналитический отчет о специфике правового регулирования интернет-изданий в настоящее время | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.3. | Сходства и различия блогов | Сам. работа | 2 | 5 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Формы этического контроля со стороны владельцев ресурсов | Сам. работа | 2 | 5 | ОК-3, ОПК-4, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.5. | Экзамен | 2 | 9 | Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Организационно-правовой статус интернет-ресурсов. 2. Законодательное регулирование интернет среды. 3. Законы РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и «О СМИ». Понятие новых медиа. История возникновения явления и термина 4. Особенности новых медиа, их технические и онтологические характеристики. 5. Разновидности новых медиа: подходы к классификации 6. Понятие интернет-журналистики. История возникновения интернет-журналистики 7. Практические навыки работы мультимедийного журналиста 8. Изменения профессиональных требований к журналисту в условиях новых медиа 9. Интернет-СМИ как часть системы новых медиа 10. Основные характеристики интернет-СМИ 11. Типология интернет-СМИ 12. Поисковые системы и принципы работы с ними 13. Работа новостных агрегаторов. Крупнейшие новостные агрегаторы 14. Информационные агентства в системе новостного менеджмента 15. Особенности подготовки контента для информационных агентств 16. Региональные информационные агентства: принципы работы 17. Информационные агентства рязанского региона: принципы работы, специфика создания новостного контента 18. Онлайн-версии традиционных СМИ: специфика, мультимедиа-контент, формы обратной связи и т.д. 19. Онлайн-версии периодических печатных изданий: принципы работы, оргструктура, новостной контент 20. Онлайн-версии телеканалов: принципы работы, новостной контент 21. Онлайн-версии радио: специфика работы 22. Понятие и разновидности пользовательского контента. 23. Создатели новостного контента в новых медиа: попытки классификации. 24. Пользовательский контент в системе массовой информации. Генерирование контента пользователями как феномен новых медиа. 25. Понятие мобильной журналистики. История возникновения мобильной журналистики 26. Жанры мобильной журналистики. 27. Жанр мобильного репортажа: история и современное состояние 28. Телеканалы, работающие с мобильным контенетом 29. Понятие блога и блоггинга. 30. Основные блоггинг-платфомы: принципы работы. 31. Особенности функционирования блогосферы. 32. Российские общественно-политические блогеры. 33. Влияние контента обшественно-политических блогов на формирование повестки дня СМИ Видеоблоггинг как явление. Российские общественнополитические видеоблогеры. 34. Видеохостинги и их особенности. 35. Роль видеохостингов в создании новостного контента 36. Youtube и Rutube как видеохостинги 37. Феномен социальных медиа. 38. Специфика социальных медиа 39. Новостной контент в социальных медиа 40. Пользовательский контент Facebook как новостной ресурс. Паблики и сообщества, их роль в генерировании и обмене информации 41. Информационные поводы «ВКонтакте». Паблики и сообщества, их роль в генерировании и обмене информации 42. Этическое регулирование пользовательского контента в интернете 43. Особенности интерактивных технологий в интернетжурналистике 44. Мультимедийный контент и технологии создания интернет-сообщения. 45. Мультимедийный лонггрид: специфика, история возникновения и современное состояние 46. Социально-политическая, образовательная и культурная функции интернет-журналистики Структура билета Экзаменационный билет № 1 1. Информационные поводы «ВКонтакте». Паблики и сообщества, их роль в генерировании и обмене информации 2. Проанализируйте работу крупнейших новостных агрегаторов (Яндекс, Google, Rambler и т.д.) и выявите объем новостного контента, представленного агрегаторами |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Амзин, Александр Анатольевич | Новостная интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.2 | А. О. Алексеева и др. | Интернет – СМИ: теория и практика : учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.3 | Коханова, Л.А. | Интернет-журналистика : учебник | Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мансурова, Валентина Дмитриевна | Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография | Изд-во АлтГУ, 2002 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | под ред. А. Бриггза, П. Кобли | Медиа: введение: учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784 |
Л2.3 | Мансуров, Александр Валерьевич | Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э2 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э3 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |