МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новые медиа: организационные основы, жанры web-журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преп., Вихрев Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Новые медиа: организационные основы, жанры web-журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить формы и процессы новых медиа; выявить общую логику взаимодействия творческого коллектива и современных технологических стратегий в цифровых медиа; проанализировать специфику работы российских мультимедийных медиа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-4 готовность осуществлять профессиональную деятельность, базируясь на знании современных медиасистем, их структуры, знания специфики российской и зарубежных национальных моделей СМИ
ПК-1 готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю развития новых медиа в XX-XXI вв.; современную техническую базу и новейшие цифровых технологии, применяемые в СМИ; важнейшие инновационные практики в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции; углубленное знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в средствах массовой информации, в частности интернет-СМИ и мобильных медиа; черты социокультурной специфики Рунета – русскоязычного сегмента Интернета – в сопоставлении с другими Интернет культурами; основные теории новых медиа, способы проблематизации и анализа их конкретных форм и практик
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания для интерпретации цифровых текстов, формулировать направления проектной работы в сфере новых медиа
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом дисциплины; современными методами изучения культуры новых медиа; навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных явлений и практик медийной культуры; базовыми навыками культурного проектирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Новые медиа как технологии и культурные формы
1.1. Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Сравнительные культурные характеристики цифровых и аналоговых средств коммуникаци. Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Профессиограмма современного журналиста, характеристика современного журналиста и журналиста, работавшего в СМИ 20 лет назад Практические 2 2 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Повестка дня СМИ Практические 2 2 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Анализ интернет-версий СМИ Сам. работа 2 25 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.5. Анализ новостных сайтов. Принципы работы каждого из них Практические 2 2 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.6. Анализ информационных агенств Сам. работа 2 25 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.7. Анализ социальных сетей Сам. работа 2 25 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.8. Анализ видеохостинга Сам. работа 2 25 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.9. Сравнительный анализ информационных агенств, интернет-версий СМИ, социальных сетей и видеохостингов Сам. работа 2 6 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.10. Сравнительная характеристика информационных агентств России Сам. работа 2 7 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Новые медиа и принципы регулирования интернет-изданий
2.1. Черты коммуникации в новых медиа: деловое и неформальное общение; политическая коммуникация; развлечения, игра, творчество; электронная коммерция. Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Аналитический отчет о специфике правового регулирования интернет-изданий в настоящее время Практические 2 2 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Сходства и различия блогов Сам. работа 2 5 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.4. Формы этического контроля со стороны владельцев ресурсов Сам. работа 2 5 ОК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.5. Экзамен 2 9 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Организационно-правовой статус интернет-ресурсов.
2. Законодательное регулирование интернет среды.
3. Законы РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и «О СМИ». Понятие новых медиа. История возникновения явления и термина
4. Особенности новых медиа, их технические и онтологические характеристики.
5. Разновидности новых медиа: подходы к классификации
6. Понятие интернет-журналистики. История возникновения интернет-журналистики
7. Практические навыки работы мультимедийного журналиста
8. Изменения профессиональных требований к журналисту в условиях новых медиа
9. Интернет-СМИ как часть системы новых медиа
10. Основные характеристики интернет-СМИ
11. Типология интернет-СМИ
12. Поисковые системы и принципы работы с ними
13. Работа новостных агрегаторов. Крупнейшие новостные агрегаторы
14. Информационные агентства в системе новостного менеджмента
15. Особенности подготовки контента для информационных агентств
16. Региональные информационные агентства: принципы работы
17. Информационные агентства рязанского региона: принципы работы, специфика создания новостного контента
18. Онлайн-версии традиционных СМИ: специфика, мультимедиа-контент, формы обратной связи и т.д.
19. Онлайн-версии периодических печатных изданий: принципы работы, оргструктура, новостной контент
20. Онлайн-версии телеканалов: принципы работы, новостной контент
21. Онлайн-версии радио: специфика работы
22. Понятие и разновидности пользовательского контента.
23. Создатели новостного контента в новых медиа: попытки классификации.
24. Пользовательский контент в системе массовой информации. Генерирование контента пользователями как феномен новых медиа.
25. Понятие мобильной журналистики. История возникновения мобильной журналистики
26. Жанры мобильной журналистики.
27. Жанр мобильного репортажа: история и современное состояние
28. Телеканалы, работающие с мобильным контенетом
29. Понятие блога и блоггинга.
30. Основные блоггинг-платфомы: принципы работы.
31. Особенности функционирования блогосферы.
32. Российские общественно-политические блогеры.
33. Влияние контента обшественно-политических блогов на формирование повестки дня СМИ Видеоблоггинг как явление. Российские общественнополитические видеоблогеры.
34. Видеохостинги и их особенности.
35. Роль видеохостингов в создании новостного контента
36. Youtube и Rutube как видеохостинги
37. Феномен социальных медиа.
38. Специфика социальных медиа
39. Новостной контент в социальных медиа
40. Пользовательский контент Facebook как новостной ресурс. Паблики и сообщества, их роль в генерировании и обмене информации
41. Информационные поводы «ВКонтакте». Паблики и сообщества, их роль в генерировании и обмене информации
42. Этическое регулирование пользовательского контента в интернете
43. Особенности интерактивных технологий в интернетжурналистике
44. Мультимедийный контент и технологии создания интернет-сообщения.
45. Мультимедийный лонггрид: специфика, история возникновения и современное состояние
46. Социально-политическая, образовательная и культурная функции интернет-журналистики

Структура билета
Экзаменационный билет № 1
1. Информационные поводы «ВКонтакте». Паблики и сообщества, их роль в генерировании и обмене информации
2. Проанализируйте работу крупнейших новостных агрегаторов (Яндекс, Google, Rambler и т.д.) и выявите объем новостного контента, представленного агрегаторами
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Амзин, Александр Анатольевич Новостная интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л1.2 А. О. Алексеева и др. Интернет – СМИ: теория и практика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л1.3 Коханова, Л.А. Интернет-журналистика : учебник Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мансурова, Валентина Дмитриевна Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография Изд-во АлтГУ, 2002 elibrary.asu.ru
Л2.2 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение: учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л2.3 Мансуров, Александр Валерьевич Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.