МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы журналистской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2019
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 171
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19 15 19 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22 22 22 22 22 88 88
Практические 14 14 14 14 14 14 14 14 56 56
Сам. работа 36 36 45 45 45 45 45 45 171 171
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 72 72 108 108 108 108 108 108 396 396

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.;к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы журналистской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс должен сформировать углубленные базовые представления о специфике журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов и организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ. Курс помогает освоить специфику журналистского текста как особого продукта творческой деятельности, овладеть способом данного рода деятельности и его основными жанровыми модификациями. Он также способствует пониманию особенностей работы в условиях конвергентной журналистики с использованием цифровой техники и формирует необходимые для этого умения.
2. Соединить в представлении студентов теорию и практику масс-медиа и выработать теоретические ориентиры, основания подхода к анализу явлений практики журналистики.
3. Сформировать методологические основы изучения журналистских дисциплин, овладения дисциплинами общегуманитарного и социально-экономического циклов.
4. Ознакомить студентов с особенностями журналистской профессии и личности самого журналиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-14 способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций,технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов
ОПК-15 способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения жанровой теории журналистики, жанровые особенности журналистских текстов, ключевые классификации типов СМИ, методы, принципы создания и репродуцирования новостных сообщений в массовой коммуникационной системе, ключевые характеристики массовой информации, приемы и методы сбора, анализа и обобщения информации в процессе создания медиатекстов; сюжетно-композиционные, проблемно-тематические и идейные особенности создания журналистских текстов, систему и организацию функционирования СМИ; систему факторов, определяющих задачи и содержание профессиональной и творческой деятельности журналиста.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о жанровых особенностях журналистских текстов в ходе создания журналистского контента, создавать медиатексты в различных жанрах, создавать новостные тексты с учетом требований редакционной политики; оперативно находить нужную информацию в массовом информационном потоке, трансформировать собственное журналистское произведение для различных медиаплатформ в условиях конвергентных редакций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора и верификации информации, способностью создавать медиатексты в различных жанрах, способностью оперативно создавать новостные тексты для различных медиаплатформ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Жанровая система СМИ.
1.1. Введение в теорию журналистики.Система понятий и жанров теории журналистики. Лекции 1 4 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.2. Новостная журналистика Лекции 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.3. Анализ произведений новостного жанра Сам. работа 1 6 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.4. Анализ мультимедийных элементов лонгрида Сам. работа 1 4 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.5. Творческие особенности репортажной журналистики Лекции 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.6. Методы проведения интервью Лекции 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.7. Основые особенности информационного контента Лекции 1 0 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.8. Современные проблемы аналитической журналистики. Лекции 1 6 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.9. Трансформация жанра статьти в мультимедийную эпоху Лекции 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.10. Жанрообразующие элементы очерка Сам. работа 1 8 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.11. Информационные жанры журналистики Практические 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.12. Особенности очерковой журналистики Лекции 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.13. Репортаж как один из ключевых жанров отечественной журналистики Практические 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.14. Интервью как метод и жанр журналистики Практические 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.15. Художественно-публицистические жанры Практические 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.16. Рецензии и кинообзоры в современной журналистике Лекции 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.17. Мультимедийные жанры журналистики Практические 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.18. Статья – ключевой жанр отечественной журналистики Практические 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.19. Эволюция жанра рецензии Практические 1 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.20. Социальная позиция журналиста и принципы журналистской деятельности. Сам. работа 1 6 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.21. Анализ современной стать по предложенному алгоритму Сам. работа 1 6 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.22. Сравнение репортерской деятельности современных журналистов и В.А. Гиляровского Сам. работа 1 6 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Особенности и методы журналистской деятельности
2.1. Особенности журналистского познания Лекции 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.2. Понятие "информация" в журналистике Лекции 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.3. Методы сбора и осмысления информации в журналистике Лекции 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.4. Специфика журналистского познания действительности Практические 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.5. Фейковые новости в современной журналистике Сам. работа 2 5 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.6. Особенности написания новостей о пропавших детях Сам. работа 2 4 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.7. Информация в журналистике Практические 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.8. Интерпретация и достоверность информации Практические 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.9. Мотивация журналиста-расследователя Сам. работа 2 9 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.10. Особенности фотожурналистики Сам. работа 2 9 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Введение в специальность.
3.1. Метод наблюдения и эксперимента в современной журналистике Лекции 2 6 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.2. Поиск информации и методы освещение исчезновения детей Практические 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.3. Мотивация журналистской деятельности Лекции 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.4. Источники журналистской информации Лекции 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.5. Журналистские методы поиска информации Практические 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.6. Методы и особенности расследовательской журналистики Практические 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.7. Факт и его интерпретация в журналистике Лекции 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.8. Журналистика как инструмент создания образа реальности Лекции 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.9. Эксперимент как метод сбора информации Практические 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.10. Проблемы развития личности будущего журналиста. Сам. работа 2 6 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.11. Манипуляция массовым сознанием Лекции 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.12. Модель личности журналиста. Сам. работа 2 6 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.13. Журналистские организации и профессиональные издания. Сам. работа 2 6 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.14. Экзамен 2 27 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Журналистское произведение в современном медиапространстве
4.1. Журналист XXI века: от «универсализма» к «медиапрофессионализму» Лекции 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.2. Тенденции развития Медиа и медиапространства Лекции 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.3. Журналистское произведение в информационно-коммуникационном пространстве Практические 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.4. Журналистское произведение в информационно-коммуникативном пространстве Лекции 3 4 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.5. Журналистское произведение в информационно-коммуникационном пространстве Практические 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.6. Идейно-тематические и структурно-композиционные особенности журналистского текста Лекции 3 4 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.7. Журналистский текст: от замысла к воплощению Практические 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.8. Основные принципы организации медиатекстов в интернет-пространстве Лекции 3 4 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.9. Медиатекст: от замысла к воплощению Практические 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.10. Визуализация данных в сетевых медиа Лекции 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.11. Медиа – платформы как новый канал коммуникации с аудиторией Практические 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.12. Особенности структуры журналистских текстов в различных жанрах Практические 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.13. Журналистское произведение как явление публицистики Лекции 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.14. Публицистика и журналистика в XXI веке Практические 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.15. Современные практики медиапотребления и специфика творческой деятельности журналиста Лекции 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.16. Мультимедийная презентация по теме: «Тренды развития Медиа в 2015-2018 гг.» Сам. работа 3 5 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.17. Технология и творчество в современных интернет-изданиях Сам. работа 3 5 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.18. Анализ журналистского произведения Сам. работа 3 8 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.19. Трансформация журналистского материала в медиатекст Сам. работа 3 8 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.20. Анализ регионального интернет-СМИ Сам. работа 3 8 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.21. Работа региональных СМИ в социальных сетях Сам. работа 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.22. Эссе о взаимовлиянии и взаимодействии публицистики, политики и гражданского общества при решении острых социальных проблем Сам. работа 3 9 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Традиционные СМИ и новые медиа в современном медийном пространстве
5.1. Традиционные СМИ и Новые Медиа: эволюция, трансформация, адаптация Лекции 4 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.2. Журналист как сотрудник редакции СМИ Практические 4 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.3. Субъекты и объекты медиапространства: общая характеристика Лекции 4 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.4. Особенности работы журналиста в конвергентных медиа Практические 4 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.5. Участие журналиста в планировании и выпуске СМИ: прошлое, настоящее, будущее Лекции 4 4 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.6. Участие журналиста в планировании и выпуске СМИ Практические 4 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.7. Журналист как организатор социального взаимодействия Лекции 4 3 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.8. Журналист как организатор социального взаимодействия Практические 4 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.9. Эволюция медиапространства: сценарии футурологов Лекции 4 4 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.10. Медиапространство как территория угроз Лекции 4 3 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.11. Терроризм и СМИ Практические 4 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.12. Экстремальная журналистика Практические 4 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.13. Современное медиапространство как территория угроз Практические 4 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.14. Экология медиапространства и медиаобразование Лекции 4 4 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.15. Основные векторы развития телевидения в XXI века Сам. работа 4 8 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.16. Эссе: «Я и мое представление о творческой деятельности журналиста» Сам. работа 4 12 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.17. Организация работы в зарубежном или отечественном конвергентном СМИ Сам. работа 4 5 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.18. Анализ работы СМИ по освещению определенной чрезвычайной ситуации Сам. работа 4 6 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.19. Доклад по выбранной теме Сам. работа 4 6 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.20. Вооруженный конфликт в Сирии (2011-2018гг.): особенности освещения отечественными СМИ (пропаганда, мифологизация, недостоверная информация, тенденциозность и др.) Сам. работа 4 3 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.21. Фейки в российских СМИ: история появления, общественный резонанс и разоблачение Сам. работа 4 5 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.22. Экзамен 4 27 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ворошилов, Валентин Васильевич Журналистика: учебник для вузов КноРус, 2009
Л1.2 Бакшин, В.В. Основы журналистики : учебное пособие Флинта, 2009 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79332
Л1.3 Свитич, Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Я.Н. Засурского Средства массовой информации России: учеб. пособие М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
Л2.3 Корконосенко, Сергей Григорьевич Основы журналистики : учеб. для вузов Аспект Пресс, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на специфику журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов; кроме этого необходимо акцентировать внимание на особенностях организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ в современных условиях развития медийного пространства. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, ошибок при написании / создании публикации (радио-, видеосюжета), но и анализировать общую позицию автора, а также формат СМИ. Обратить внимание на жанровую диффузию и разнообразие методов сбора информации, используемых в современных условиях.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени.
Эссе. При написании эссе следует обратить внимание на указанные в задании критерии оценки: оригинальность заголовка, его соответствие тексту эссе, правильность оформления, наличие языковых выразительных средств в тексте, авторских оценок, опирающихся на эмпирический материал, цитаты из литературных произведений, исторические факты. Выводы студента должны быть аргументированы и обоснованы.
Экзамен. При подготовке к экзамену нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.