МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы журналистской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 231
контроль 27
Виды контроля по курсам
экзамены: 2, 3
курсовая работа: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 12 12 22 22
Практические 4 4 4 4 8 8
Сам. работа 121 121 110 110 231 231
Часы на контроль 9 9 18 18 27 27
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.;к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы журналистской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс должен сформировать углубленные базовые представления о специфике журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов и организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ. Курс помогает освоить специфику журналистского текста как особого продукта творческой деятельности, овладеть способом данного рода деятельности и его основными жанровыми модификациями. Он также способствует пониманию особенностей работы в условиях конвергентной журналистики с использованием цифровой техники и формирует необходимые для этого умения.
2. Соединить в представлении студентов теорию и практику масс-медиа и выработать теоретические ориентиры, основания подхода к анализу явлений практики журналистики.
3. Сформировать методологические основы изучения журналистских дисциплин, овладения дисциплинами общегуманитарного и социально-экономического циклов.
4. Ознакомить студентов с особенностями журналистской профессии и личности самого журналиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-14 способностью базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов
ОПК-15 способностью ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения жанровой теории журналистики, жанровые особенности журналистских текстов, ключевые классификации типов СМИ, методы, принципы создания и репродуцирования новостных сообщений в массовой коммуникационной системе, ключевые характеристики массовой информации, приемы и методы сбора, анализа и обобщения информации в процессе создания медиатекстов; сюжетно-композиционные, проблемно-тематические и идейные особенности создания журналистских текстов, систему и организацию функционирования СМИ; систему факторов, определяющих задачи и содержание профессиональной и творческой деятельности журналиста.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о жанровых особенностях журналистских текстов в ходе создания журналистского контента, создавать медиатексты в различных жанрах, создавать новостные тексты с учетом требований редакционной политики; оперативно находить нужную информацию в массовом информационном потоке, трансформировать собственное журналистское произведение для различных медиаплатформ в условиях конвергентных редакций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора и верификации информации, способностью создавать медиатексты в различных жанрах, способностью оперативно создавать новостные тексты для различных медиаплатформ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Жанровая система СМИ.
1.1. Введение в теорию журналистики.Система понятий и жанров теории журналистики. Лекции 2 1 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.2. Новостная журналистика Лекции 2 1 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.3. Анализ произведений новостного жанра Сам. работа 2 8 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.4. Анализ мультимедийных элементов лонгрида Сам. работа 2 8 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.5. Трансформация жанра статьти в мультимедийную эпоху Лекции 2 1 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.6. Жанрообразующие элементы очерка Сам. работа 2 10 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.7. Информационные жанры журналистики Практические 2 1 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.8. Особенности очерковой журналистики Лекции 2 1 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.9. Репортаж как один из ключевых жанров отечественной журналистики Практические 2 1 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.10. Художественно-публицистические жанры Практические 2 1 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.11. Статья – ключевой жанр отечественной журналистики Практические 2 1 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.12. Социальная позиция журналиста и принципы журналистской деятельности. Сам. работа 2 9 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.13. Анализ современной статьи по предложенному алгоритму Сам. работа 2 8 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
1.14. Сравнение репортерской деятельности современных журналистов и В.А. Гиляровского Сам. работа 2 12 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Особенности и методы журналистской деятельности
2.1. Особенности журналистского познания Лекции 2 1 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.2. Методы сбора и осмысления информации в журналистике Лекции 2 1 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.3. Фейковые новости в современной журналистике Сам. работа 2 10 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.4. Особенности написания новостей о пропавших детях Сам. работа 2 12 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.5. Мотивация журналиста-расследователя Сам. работа 2 12 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
2.6. Особенности фотожурналистики Сам. работа 2 12 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Введение в специальность.
3.1. Метод наблюдения и эксперимента в современной журналистике Лекции 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.2. Источники журналистской информации Лекции 2 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.3. Профессиональные журналистские организации Сам. работа 2 10 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.4. Особенности развития личности журналиста Сам. работа 2 10 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.5. Экзамен 2 9 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Журналистское произведение в современном медиапространстве
4.1. Журналистское произведение в информационно-коммуникативном пространстве Лекции 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.2. Анализ журналистского произведения Сам. работа 3 20 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.3. Основные принципы организации медиатекстов в интернет-пространстве Лекции 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.4. Современные практики медиапотребления и специфика творческой деятельности журналиста Лекции 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.5. Журналистский текст и медиатекст: от замысла к воплощению Практические 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.6. Изучение литературы по теме: «Публицистика и журналистика в XXI веке» Сам. работа 3 10 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.7. Трансформация журналистского материала в медиатекст для интернет-издания Сам. работа 3 15 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.8. Презентация Power Point: «Анализ взаимодействия СМИ Алтайского края с аудиторией в социальных сетях и мессенджерах» Сам. работа 3 14 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Традиционные СМИ и новые медиа в современном медийном пространстве
5.1. Тенденции развития традиционных СМИ и Новых Медиа в XXI веке Лекции 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.2. Участие журналиста в планировании и выпуске СМИ Практические 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.3. Субъекты и объекты медиапространства: общая характеристика Лекции 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.4. Современное медиапространство как территория угроз Лекции 3 2 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.5. Изучение литературы по теме: «Журналист как сотрудник редакции» Сам. работа 3 10 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.6. Изучение литературы по теме: «Журналист как организатор социального взаимодействия» Сам. работа 3 10 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.7. Изучение литературы по теме: «Экстремальная журналистика, терроризм и СМИ» Сам. работа 3 10 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.8. Изучение литературы по теме: «Эволюция и экология Медиапространства» Сам. работа 3 10 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.9. Мультимедийная презентация по теме: «МедиаТренды XXI века» Сам. работа 3 11 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
5.10. Экзамен 3 18 ОПК-14, ОПК-15 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ворошилов, Валентин Васильевич Журналистика: учебник для вузов КноРус, 2009
Л1.2 Бакшин, В.В. Основы журналистики : учебное пособие Флинта, 2009 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79332
Л1.3 Свитич, Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Я.Н. Засурского Средства массовой информации России: учеб. пособие М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Бобров, А.А. Путь к профессионализму: учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
Л2.3 Корконосенко, Сергей Григорьевич Основы журналистики : учеб. для вузов Аспект Пресс, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на специфику журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов; кроме этого необходимо акцентировать внимание на особенностях организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ в современных условиях развития медийного пространства. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, ошибок при написании / создании публикации (радио-, видеосюжета), но и анализировать общую позицию автора, а также формат СМИ. Обратить внимание на жанровую диффузию и разнообразие методов сбора информации, используемых в современных условиях.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени.
Экзамен. При подготовке к экзамену нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.

Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение