Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 8 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | 3 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 12 | 12 | 22 | 22 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 |
Сам. работа | 121 | 121 | 110 | 110 | 231 | 231 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 18 | 18 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 288 | 288 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Курс должен сформировать углубленные базовые представления о специфике журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов и организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ. Курс помогает освоить специфику журналистского текста как особого продукта творческой деятельности, овладеть способом данного рода деятельности и его основными жанровыми модификациями. Он также способствует пониманию особенностей работы в условиях конвергентной журналистики с использованием цифровой техники и формирует необходимые для этого умения. 2. Соединить в представлении студентов теорию и практику масс-медиа и выработать теоретические ориентиры, основания подхода к анализу явлений практики журналистики. 3. Сформировать методологические основы изучения журналистских дисциплин, овладения дисциплинами общегуманитарного и социально-экономического циклов. 4. Ознакомить студентов с особенностями журналистской профессии и личности самого журналиста. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-14 | способностью базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов |
ОПК-15 | способностью ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные положения жанровой теории журналистики, жанровые особенности журналистских текстов, ключевые классификации типов СМИ, методы, принципы создания и репродуцирования новостных сообщений в массовой коммуникационной системе, ключевые характеристики массовой информации, приемы и методы сбора, анализа и обобщения информации в процессе создания медиатекстов; сюжетно-композиционные, проблемно-тематические и идейные особенности создания журналистских текстов, систему и организацию функционирования СМИ; систему факторов, определяющих задачи и содержание профессиональной и творческой деятельности журналиста. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять знания о жанровых особенностях журналистских текстов в ходе создания журналистского контента, создавать медиатексты в различных жанрах, создавать новостные тексты с учетом требований редакционной политики; оперативно находить нужную информацию в массовом информационном потоке, трансформировать собственное журналистское произведение для различных медиаплатформ в условиях конвергентных редакций. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками сбора и верификации информации, способностью создавать медиатексты в различных жанрах, способностью оперативно создавать новостные тексты для различных медиаплатформ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Жанровая система СМИ. | ||||||
1.1. | Введение в теорию журналистики.Система понятий и жанров теории журналистики. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Новостная журналистика | Лекции | 2 | 1 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Анализ произведений новостного жанра | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Анализ мультимедийных элементов лонгрида | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Трансформация жанра статьти в мультимедийную эпоху | Лекции | 2 | 1 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Жанрообразующие элементы очерка | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Информационные жанры журналистики | Практические | 2 | 1 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.8. | Особенности очерковой журналистики | Лекции | 2 | 1 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.9. | Репортаж как один из ключевых жанров отечественной журналистики | Практические | 2 | 1 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.10. | Художественно-публицистические жанры | Практические | 2 | 1 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.11. | Статья – ключевой жанр отечественной журналистики | Практические | 2 | 1 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.12. | Социальная позиция журналиста и принципы журналистской деятельности. | Сам. работа | 2 | 9 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.13. | Анализ современной статьи по предложенному алгоритму | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
1.14. | Сравнение репортерской деятельности современных журналистов и В.А. Гиляровского | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Особенности и методы журналистской деятельности | ||||||
2.1. | Особенности журналистского познания | Лекции | 2 | 1 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Методы сбора и осмысления информации в журналистике | Лекции | 2 | 1 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Фейковые новости в современной журналистике | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Особенности написания новостей о пропавших детях | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Мотивация журналиста-расследователя | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Особенности фотожурналистики | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Введение в специальность. | ||||||
3.1. | Метод наблюдения и эксперимента в современной журналистике | Лекции | 2 | 2 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Источники журналистской информации | Лекции | 2 | 2 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Профессиональные журналистские организации | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Особенности развития личности журналиста | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Экзамен | 2 | 9 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 4. Журналистское произведение в современном медиапространстве | ||||||
4.1. | Журналистское произведение в информационно-коммуникативном пространстве | Лекции | 3 | 2 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Анализ журналистского произведения | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Основные принципы организации медиатекстов в интернет-пространстве | Лекции | 3 | 2 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
4.4. | Современные практики медиапотребления и специфика творческой деятельности журналиста | Лекции | 3 | 2 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
4.5. | Журналистский текст и медиатекст: от замысла к воплощению | Практические | 3 | 2 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
4.6. | Изучение литературы по теме: «Публицистика и журналистика в XXI веке» | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
4.7. | Трансформация журналистского материала в медиатекст для интернет-издания | Сам. работа | 3 | 15 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
4.8. | Презентация Power Point: «Анализ взаимодействия СМИ Алтайского края с аудиторией в социальных сетях и мессенджерах» | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 5. Традиционные СМИ и новые медиа в современном медийном пространстве | ||||||
5.1. | Тенденции развития традиционных СМИ и Новых Медиа в XXI веке | Лекции | 3 | 2 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.2. | Участие журналиста в планировании и выпуске СМИ | Практические | 3 | 2 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.3. | Субъекты и объекты медиапространства: общая характеристика | Лекции | 3 | 2 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.4. | Современное медиапространство как территория угроз | Лекции | 3 | 2 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.5. | Изучение литературы по теме: «Журналист как сотрудник редакции» | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.6. | Изучение литературы по теме: «Журналист как организатор социального взаимодействия» | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.7. | Изучение литературы по теме: «Экстремальная журналистика, терроризм и СМИ» | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.8. | Изучение литературы по теме: «Эволюция и экология Медиапространства» | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.9. | Мультимедийная презентация по теме: «МедиаТренды XXI века» | Сам. работа | 3 | 11 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.10. | Экзамен | 3 | 18 | ОПК-14, ОПК-15 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ворошилов, Валентин Васильевич | Журналистика: учебник для вузов | КноРус, 2009 | |
Л1.2 | Бакшин, В.В. | Основы журналистики : учебное пособие | Флинта, 2009 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79332 |
Л1.3 | Свитич, Л.Г. | Введение в специальность. Профессия: журналист: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. Я.Н. Засурского | Средства массовой информации России: учеб. пособие | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.2 | Бобров, А.А. | Путь к профессионализму: учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722 |
Л2.3 | Корконосенко, Сергей Григорьевич | Основы журналистики : учеб. для вузов | Аспект Пресс, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э3 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Offic Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на специфику журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских материалов для различных коммуникационных каналов; кроме этого необходимо акцентировать внимание на особенностях организации сотрудничества с другими производителями массовой информации в целях формирования контента СМИ в современных условиях развития медийного пространства. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, ошибок при написании / создании публикации (радио-, видеосюжета), но и анализировать общую позицию автора, а также формат СМИ. Обратить внимание на жанровую диффузию и разнообразие методов сбора информации, используемых в современных условиях. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Экзамен. При подготовке к экзамену нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение |