МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование деятельности СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование деятельности СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – раскрытие сущности и роли законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием материалов средств массовой информации, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций СМИ, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов.
Задачи:
- изучение особенностей законодательства в области информационного права, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности средств массовой информации;
- усвоение источников правовых норм, понимание содержания ключевых положений международных правовых актов, Конституции РФ, Гражданского и Уголовного кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, Закона РФ «О средствах массовой информации», законов, имеющих отношение к сфере средств массовой информации и журналистике;
- формирование умения защищать свои профессиональные права и популяризировать нормы правового демократического государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-6 готовность следовать принципам деонтологии в профессиональной практике, эффективно применять этические и правовые нормы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.комплекс методов научных исследований, включая общенаучные и специальные; нормативно-правовую базу деятельности СМИ, правовые и этические нормы, регулирующие деятельность СМИ и журналистов.
3.2.Уметь:
3.2.1.глубоко анализировать нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность СМИ; эффективно применять этические и правовые нормы в практической журналистской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками следования принципам профессиональной журналистской морали; применения правовых и этических норм и принципов в профессиональной журналистской практике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное право. Законодательная основа деятельности СМИ и журналистов.
1.1. Информационное право как комплексная отрасль российского права Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Право журналистов на доступ к информации Практические 2 2 ОК-1, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.3. Развернутые ответы на открытые вопросы Сам. работа 2 20 ОК-1, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Информационные права личности. Специфика правового регулирования Интернета. Информационная безопасность.
2.1. Информационные права личности Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.2. Информационные права личности и СМИ Практические 2 2 ОК-1, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.3. Анализ ситуаций из практики российских журналистов, требующих правового решения и его презентация Сам. работа 2 40 ОК-1, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.4. Правовое регулирование Интернета Практические 2 2 ОК-1, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.5. Проблемы информационной безопасности и СМИ Практические 2 2 ОК-1, ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.6. Поиск, анализ и презентация примеров (случаев) нарушений российского законодательства Сам. работа 2 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Законодательная основа деятельности СМИ в России. Общая характеристика.
2. Правовой статус редакции СМИ.
3. Право журналистов на доступ к информации. Законодательная база доступа к информации. Механизм запроса информации в учреждениях и организациях.
4. Государственная тайна и ее защита. Защита иных видов охраняемых законом тайн. Конфиденциальная информация.
5. Информационные права личности: общая характеристика.
6. Право на индивидуализацию.
7. Право на честь, достоинство и деловую репутацию. Особенности защиты данного права.
8. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Право на дачу согласия на сбор, хранение и использование материалов о частной жизни.
9. Авторское право в журналистике. Предмет и задачи авторского права. Субъекты и объекты авторского права.
10. Аккредитация журналистов. Понятие аккредитации. Права и обязанности аккредитованных журналистов.
11. Правовое регулирование рекламной деятельности. Особенности отдельных способов распространения рекламы: на телевидении, на радио, в периодических печатных изданиях, в сетевых СМИ.
12. Контроль соблюдения законодательства о рекламе. Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе.
13. Правовое регулирование Интернета и деятельности сетевых СМИ.
14. Распространение вредной и незаконной информации в Интернете. Интернет и защита авторского права.
15. Избирательные кампании и деятельность СМИ. Предвыборная агитация: понятие, виды, сроки проведения. Условия проведения агитации через СМИ. Ответственность за нарушение права на проведение агитации.
16. Правовая база обеспечения информационной безопасности в России.
17. Проблемы информационной безопасности и СМИ.
18. Компьютерная безопасность. Способы решения потенциальных проблем, связанных с вирусной угрозой и прочими аспектами компьютерной безопасности в СМИ.
Структура билета
Экзаменационный билет № 1
1. Законодательная основа деятельности СМИ в России. Общая характеристика.
2. Тест.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. Е.П. Прохоров Правовые и этические нормы в журналистике: учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2012
Л1.2 Матушевский, Р.Г. Правовые основы СМИ и журналистики : учебное пособие А-Приор, 2006 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56365
Л1.3 Лапина, М.А. Информационное право : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118624
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковалева, Н.Н. Информационное право России: учебное пособие М.: Дашков и К, 2007
Л2.2 Судариков, С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник М.: Проспект, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 информационно-правовой портал www.garant.ru
Э2 Информационно-правовое электронное периодическое издание www.kodeks.ru
Э3 Сайт Фонда Защиты Гласности www.gdf.ru
Э4 Портал «Право и средства массовой информации» www.medialaw.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.