Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Мультимедийная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z42_04_02_Мультимедиа-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Цель курса – раскрытие сущности и роли законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием материалов средств массовой информации, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций СМИ, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов. Задачи: - изучение особенностей законодательства в области информационного права, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности средств массовой информации; - усвоение источников правовых норм, понимание содержания ключевых положений международных правовых актов, Конституции РФ, Гражданского и Уголовного кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, Закона РФ «О средствах массовой информации», законов, имеющих отношение к сфере средств массовой информации и журналистике; - формирование умения защищать свои профессиональные права и популяризировать нормы правового демократического государства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-6 | готовность следовать принципам деонтологии в профессиональной практике, эффективно применять этические и правовые нормы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | комплекс методов научных исследований, включая общенаучные и специальные; нормативно-правовую базу деятельности СМИ, правовые и этические нормы, регулирующие деятельность СМИ и журналистов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | глубоко анализировать нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность СМИ; эффективно применять этические и правовые нормы в практической журналистской деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками следования принципам профессиональной журналистской морали; применения правовых и этических норм и принципов в профессиональной журналистской практике. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационное право. Законодательная основа деятельности СМИ и журналистов. | ||||||
1.1. | Информационное право как комплексная отрасль российского права | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Право журналистов на доступ к информации | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Развернутые ответы на открытые вопросы | Сам. работа | 2 | 20 | ОК-1, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Информационные права личности. Специфика правового регулирования Интернета. Информационная безопасность. | ||||||
2.1. | Информационные права личности | Лекции | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Информационные права личности и СМИ | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Анализ ситуаций из практики российских журналистов, требующих правового решения и его презентация | Сам. работа | 2 | 40 | ОК-1, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.4. | Правовое регулирование Интернета | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.5. | Проблемы информационной безопасности и СМИ | Практические | 2 | 2 | ОК-1, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.6. | Поиск, анализ и презентация примеров (случаев) нарушений российского законодательства | Сам. работа | 2 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Законодательная основа деятельности СМИ в России. Общая характеристика. 2. Правовой статус редакции СМИ. 3. Право журналистов на доступ к информации. Законодательная база доступа к информации. Механизм запроса информации в учреждениях и организациях. 4. Государственная тайна и ее защита. Защита иных видов охраняемых законом тайн. Конфиденциальная информация. 5. Информационные права личности: общая характеристика. 6. Право на индивидуализацию. 7. Право на честь, достоинство и деловую репутацию. Особенности защиты данного права. 8. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Право на дачу согласия на сбор, хранение и использование материалов о частной жизни. 9. Авторское право в журналистике. Предмет и задачи авторского права. Субъекты и объекты авторского права. 10. Аккредитация журналистов. Понятие аккредитации. Права и обязанности аккредитованных журналистов. 11. Правовое регулирование рекламной деятельности. Особенности отдельных способов распространения рекламы: на телевидении, на радио, в периодических печатных изданиях, в сетевых СМИ. 12. Контроль соблюдения законодательства о рекламе. Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе. 13. Правовое регулирование Интернета и деятельности сетевых СМИ. 14. Распространение вредной и незаконной информации в Интернете. Интернет и защита авторского права. 15. Избирательные кампании и деятельность СМИ. Предвыборная агитация: понятие, виды, сроки проведения. Условия проведения агитации через СМИ. Ответственность за нарушение права на проведение агитации. 16. Правовая база обеспечения информационной безопасности в России. 17. Проблемы информационной безопасности и СМИ. 18. Компьютерная безопасность. Способы решения потенциальных проблем, связанных с вирусной угрозой и прочими аспектами компьютерной безопасности в СМИ. Структура билета Экзаменационный билет № 1 1. Законодательная основа деятельности СМИ в России. Общая характеристика. 2. Тест. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | сост. Е.П. Прохоров | Правовые и этические нормы в журналистике: учебное пособие | М.: Аспект Пресс, 2012 | |
Л1.2 | Матушевский, Р.Г. | Правовые основы СМИ и журналистики : учебное пособие | А-Приор, 2006 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56365 |
Л1.3 | Лапина, М.А. | Информационное право : учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118624 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ковалева, Н.Н. | Информационное право России: учебное пособие | М.: Дашков и К, 2007 | |
Л2.2 | Судариков, С.А. | Право интеллектуальной собственности: учебник | М.: Проспект, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | информационно-правовой портал | www.garant.ru | ||
Э2 | Информационно-правовое электронное периодическое издание | www.kodeks.ru | ||
Э3 | Сайт Фонда Защиты Гласности | www.gdf.ru | ||
Э4 | Портал «Право и средства массовой информации» | www.medialaw.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |