МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – раскрытие сущности и роли законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием материалов средств массовой информации, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций СМИ, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов.
Задачи:
- изучение особенностей законодательства в области информационного права, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности средств массовой информации;
- усвоение источников правовых норм, понимание содержания ключевых положений международных правовых актов, Конституции РФ, Гражданского и Уголовного кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, Закона РФ «О средствах массовой информации», законов, имеющих отношение к сфере средств массовой информации и журналистике;
- формирование умения защищать свои профессиональные права и популяризировать нормы правового демократического государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-7 способностью руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.источники правовых норм, особенности законодательства, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности медиа, средств массовой информации и журналистики.
3.2.Уметь:
3.2.1.реализовывать и защищать свои профессиональные права, популяризировать нормы правового демократического государства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками реализации законодательных норм, осуществления и защиты информационных прав и свобод, соблюдения обязанностей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное право. Законодательная основа деятельности СМИ и журналистов.
1.1. Законодательная основа свобод СМИ в России Лекции 3 2 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Законодательная база доступа к информации Лекции 3 2 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Анализ ситуаций из практики российских журналистов Сам. работа 3 24 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Информационные права и свободы: основные нормы, реализация и защита.
2.1. Информационные права личности Лекции 3 2 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Правовое регулирование участия СМИ в избирательных компаниях Лекции 3 2 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Открытые вопросы по правовой проблематике Сам. работа 3 6 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Особенности рекламы в СМИ. Авторское право в журналистике.
3.1. Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама в СМИ Лекции 3 2 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Авторское право в журналистике Лекции 3 2 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.3. Поиск, анализ и презентация примеров (случаев) нарушений российского законодательства Сам. работа 3 28 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Работа журналиста в зоне боевых действий и освещение вооруженных конфликтов
4.1. Принципы и правила поведения журналиста в зоне боевых действий Лекции 3 2 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.2. Специфика освещения СМИ вооржуенных конфликтов Лекции 3 2 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.3. Составление списка рекомендаций и правил поведения журналистов, собирающихся в «опасную командировку» Сам. работа 3 10 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.4. Просмотр и анализ художественного фильма «Война без правил» Сам. работа 3 15 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.5. Экзамен 3 9 ОК-5, ОПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. Е.П. Прохоров Правовые и этические нормы в журналистике: учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2012
Л1.2 Матушевский, Р.Г. Правовые основы СМИ и журналистики : учебное пособие А-Приор, 2006 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56365
Л1.3 Лапина, М.А. Информационное право : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118624
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бакшин, В.В. Основы журналистики : учебное пособие Флинта, 2009 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79332
Л2.2 Ковалева, Н.Н. Информационное право России: учебное пособие М.: Дашков и К, 2007
Л2.3 Судариков, С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник М.: Проспект, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Гарант.ру информационно-правовой портал www.garant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.