МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Е.В.Лукашевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Е.В.Лукашевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с содержанием производственно-технологической деятельности журналиста на примере фотодела и компьютерного дизайна; развитие навыков освоения соответствующих приемов работы студентами на практике

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-20 способность использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ
ОПК-22 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ; особенности работы в условиях мультимедийной среды, методах и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика); современные тенденции компьютерного дизайна, инфографики, фотографики в СМИ;
особенности технической базы и новейшие цифровые технологияи, применяемые в разных типах СМИ.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в профессиональной деятельности цифровые технологии, цифровую технику, пользоваться основным программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода и обработки текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации, готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оперативной подготовки материала с использованием различных знаковых систем (вербальной,фото-, аудио, видео -, графической и т.д.) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах;
редактирования мультимедийного текста, приведения его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Овладение основами компьютерной грамотности
1.1. Основные опции текстового редактора Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Оформление текста: колонка, абзац; шрифтовая гарнитура, начертание, кегль; интерлиньяж; выключка Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Правила сохранения, экспорта материалов Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Опции правки текста, опции разноообразных вставок Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Выполнение индивидуальных домашних заданий Сам. работа 7 8 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Размещение в тексте изображений Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Работа с таблицами Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Функции рисования Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Создание презентаций Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Выполнение индивидуальных домашних заданий Сам. работа 7 8 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Инструменты и технологии фотографического процесса.
2.1. Инструменты и технологии фотографического процесса. Основные понятия, термины и определения, используемые в процессе получения фотографии. Типы и виды фотоаппаратов. Практические 7 4 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Обработка цифрового изображения: цвето- и тональная коррекция, ретушь. Практические 7 4 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Изобразительные и выразительные средства фотожурналистики. Пространство кадра. Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Особенности подготовки цифровых фотографий к печати и публикации в Интернете. Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Практическая фотожурналистика.Изучение техники съемки составляющих фоторепортажа. Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Специфика видов съемки: репортажная фотография, стрит-фотография, жанровая фотография Практические 7 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Практическая съемка событий и мероприятий, просмотр и анализ фотографий. Подготовка сопроводительных текстов к фотографиям. Практические 7 4 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. съемка контрольных заданий Сам. работа 7 10 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. редактрирование электронных изображений;подготовка и печать фотоснимков Сам. работа 7 10 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клещев, О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование : учебное пособие Архитектон, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449
Л1.2 Галкин, Станислав Илларионович Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала : учебное пособие Аспект Пресс, 2007
Л1.3 Головко, С.Б. Дизайн деловых периодических изданий : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115037
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мжельская, Елена Львовна Редакторская подготовка фотоизданий : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2005
Л2.2 Романычева, Э.Т. Дизайн и реклама. Компьютерные технологии: Справочное и практическое руководство: учебное пособие ДМК Пресс, 2006 e.lanbook.com
Л2.3 Божко, А.Н. Обработка растровых изображений в Adobe Photoshop : учебник Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428970
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Flickr — фотохостинг www.flickr.com
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.