МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 64
Виды контроля по курсам
курсовой проект: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951) Заочная форма обучения

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Е.В.Лукашевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Е.В.Лукашевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с содержанием производственно-технологической деятельности журналиста на примере фотодела и компьютерного дизайна; развитие навыков освоения соответствующих приемов работы студентами на практик

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-20 способностью использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ
ОПК-22 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ; особенности работы в условиях мультимедийной среды, методах и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика); современные тенденции компьютерного дизайна, инфографики, фотографики в СМИ;
особенности технической базы и новейшие цифровые технологияи, применяемые в разных типах СМИ.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в профессиональной деятельности цифровые технологии, цифровую технику, пользоваться основным программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода и обработки текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации, готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оперативной подготовки материала с использованием различных знаковых систем (вербальной,фото-, аудио, видео -, графической и т.д.) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах;
редактирования мультимедийного текста, приведения его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Овладение основами компьютерной грамотности
1.1. Основные опции текстового редактора Практические 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Оформление текста: колонка, абзац; шрифтовая гарнитура, начертание, кегль; интерлиньяж; выключка Сам. работа 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Правила сохранения, экспорта материалов Практические 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Опции правки текста, опции разноообразных вставок Сам. работа 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Выполнение индивидуальных домашних заданий Сам. работа 5 8 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Размещение в тексте изображений Сам. работа 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Работа с таблицами Сам. работа 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Функции рисования Сам. работа 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Создание презентаций Сам. работа 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Выполнение индивидуальных домашних заданий Сам. работа 5 8 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Инструменты и технологии фотографического процесса.
2.1. Инструменты и технологии фотографического процесса. Основные понятия, термины и определения, используемые в процессе получения фотографии. Типы и виды фотоаппаратов. Сам. работа 5 4 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Обработка цифрового изображения: цвето- и тональная коррекция, ретушь. Сам. работа 5 4 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Изобразительные и выразительные средства фотожурналистики. Пространство кадра. Сам. работа 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Особенности подготовки цифровых фотографий к печати и публикации в Интернете. Сам. работа 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Практическая фотожурналистика.Изучение техники съемки составляющих фоторепортажа. Сам. работа 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Специфика видов съемки: репортажная фотография, стрит-фотография, жанровая фотография Сам. работа 5 2 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Практическая съемка событий и мероприятий, просмотр и анализ фотографий. Подготовка сопроводительных текстов к фотографиям. Практические 5 4 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. съемка контрольных заданий Сам. работа 5 10 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. редактрирование электронных изображений;подготовка и печать фотоснимков Сам. работа 5 10 ОПК-20, ОПК-22, ПК-2 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клещев, О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование : учебное пособие Архитектон, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449
Л1.2 Галкин, Станислав Илларионович Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала : учебное пособие Аспект Пресс, 2007
Л1.3 Головко, С.Б. Дизайн деловых периодических изданий : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115037
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мжельская, Елена Львовна Редакторская подготовка фотоизданий : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2005
Л2.2 Романычева, Э.Т. Дизайн и реклама. Компьютерные технологии: Справочное и практическое руководство: учебное пособие ДМК Пресс, 2006 e.lanbook.com
Л2.3 Божко, А.Н. Обработка растровых изображений в Adobe Photoshop : учебник Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428970
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Flickr — фотохостинг www.flickr.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Для курсового проекта предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение