Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика журналиста» являются формирование углубленных базовых представлений о специфике основных профессионально-этических проблемам журналистики, их причинах и методах решения, а также формирование практических навыков морального действия (морального выбора, моральной оценки и т.д.) в журналистской профессии. Под профессиональной этикой журналиста в данном курсе понимается совокупность ценностей, норм и правил, включенных в состав основных регуляторов профессиональной деятельности журналиста. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-8 | способностью следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные аспекты профессиональной этики журналиста, включая базовые принципы и нормы; отечественные и зарубежные кодексы; международные нормативные документы, а также международные документы общего характера, имеющие отношение к профессионально-этическому аспекту журналистики; глобальные и локальные тенденции в их применении и модификации: правовые и этические нормы взаимоотношений в редакионном коллективе; проблемы социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, факторы, способствующие возникновению конфликтов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | совершенствовать и углублять знания в области нормативной профессиональной этики журналистики, анализировать и сравнивать основные нормы российских и западных журналистских кодексов; адаптировать к текущей ситуации, выявлять основные тенденции в данной области, формировать целостное видение профессионально-этических проблем журналистики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения базовых норм журналистской этики в профессиональной деятельности; сравнительного анализа российских и зарубежных кодексов для выбора наиболее адекватных форм профессионально-нравственного поведения; технологиями поиска информации на данную тему, навыками совместной работы в журналистском коллективе, в том числе, в условиях этнических, конфессиональных и культурных различий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1.Профессиональная этика в общей системе этических представлений | ||||||
1.1. | Понятие морали. Профессиональная мораль как аспект трудовой морали, связанный с выработкой нравственных норм и принципов, действующих в данной конкретной профессии. Профессиональная мораль как механизм, обеспечивающий согласование интересов профессиональных групп и общества. Средства массовой информации как основной инструмент формирования социального пространства в современном мире. | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-8 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Основные принципы журналистской этики. Принцип свободы и независимости СМИ. Принцип объективности и полноты информации, его обоснование. ответственность за клевету и диффамацию. Реализация принципа гуманизма в журналистской этике: участие журналиста в социальных преобразованиях, направленных на расширение демократии, содействие разрядке международной напряженности, разоружению и национальному развитию. Основные нормы журналистской этики. Проблемы языковой культуры и языковые нормы. | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-8 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Проанализировать газетную публикацию (теле- или радиопередачу) на «острую» тему и дать ей оценку с позиции профессиональной этики, то есть ответить на вопросы: ·1 насколько автором материала соблюдены конкретные этические требования (стиль, язык, взвешенность оценок и пр. ·2 насколько обозначена и аргументирована авторская оценка проблемы. | Практические | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-8 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Найти сайт Союза журналистов России, страницу Общественной Коллегии по жалобам на прессу. Изучить работу Коллегии (не менее 6 ситуаций). Выбрать из рассмотренных от одной до 3-х рассматриваемых Коллегией ситуаций и проанализировать: · Типичность данного профессионально-этического конфликта. Обосновать свою позицию и привести свои примеры. · Оценка решения Коллегии. Дать собственный комментарий | Сам. работа | 2 | 18 | ОК-7, ОПК-8 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Проанализировать круглые столы, проходившие в рамках конференции «Этика и права человека в инф. обществе» (см. Материалы Европейской региональной конференции, организованной комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы). Выделить основные обсуждаемые проблемы, дать оценку предлагаемым путям их решения. | Сам. работа | 2 | 24 | ОК-7, ОПК-8 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. 2. Саморегулирование журналистского сообщества | ||||||
2.1. | Саморегулирование журналистского сообщества, его основные формы. История формирования механизмов саморегулирования. Профессионально-этические кодексы, их возникновение. Развитие и специфика процесса кодификации. | Лекции | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-8 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Подготовить доклад на тему: виды советов СМИ в одной из выбранных стран: ·1 Краткая история создания совета ·2 Профессионально-этические принципы (кодексы) ·3 Примеры деятельности, вынесенные решения | Практические | 2 | 2 | ОК-7, ОПК-8 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Подготовить реферат на одну из предложенных тем (список см. на сайте); объем не менее 10 страниц (кегль 14, межстрочный промежуток 1,5). | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-7, ОПК-8 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Зачет | 2 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дымова, И. | Профессиональная этика журналиста : учебное пособие | ООО ИПК "Университет", 2013 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259175 |
Л1.2 | Е. П. Прохоров | Правовые и этические нормы в журналистике : учебное пособие | Аспект Пресс, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бобин, М.С. | Национальные особенности журналистики : учебник | Лаборатория книги, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141476 |
Л2.2 | Сидоров В.А. | Политическая культура журналиста : учеб. пособие | Петрополис, 2010 | |
Л2.3 | Букреев, С.В. | Вопросы профессиональной этики в работе журналиста : учебник | Лаборатория книги, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140928 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Officе Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь принципов философской (теоретической) этики и их преломления в профессиональных стандартах журналистики; рекомендуется также уделить особое внимание практикуемым в мире формам самоорганизации журналистского сообщества и фиксировать сходство и различие подходов к журналистской самоорганизации в России и в других странах. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть , по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, но и анализировать латентные смыслы, общую позицию автора, исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации профессионально-этических конфликтов (между административными требованиями и этическими нормами, между нормами различного уровня , между личным и профессиональным интересом и т.п.) Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Тест. При прохождении итогового теста в системе Moodle обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать (если это указано) именно один правильный ответ Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |