МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика журналиста» являются формирование углубленных базовых представлений о специфике основных профессионально-этических проблемам журналистики, их причинах и методах решения, а также формирование практических навыков морального действия (морального выбора, моральной оценки и т.д.) в журналистской профессии. Под профессиональной этикой журналиста в данном курсе понимается совокупность ценностей, норм и правил, включенных в состав основных регуляторов профессиональной деятельности журналиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-8 способностью следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные аспекты профессиональной этики журналиста, включая базовые принципы и нормы; отечественные и зарубежные кодексы; международные нормативные документы, а также международные документы общего характера, имеющие отношение к профессионально-этическому аспекту журналистики; глобальные и локальные тенденции в их применении и модификации: правовые и этические нормы взаимоотношений в редакионном коллективе; проблемы социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, факторы, способствующие возникновению конфликтов.
3.2.Уметь:
3.2.1.совершенствовать и углублять знания в области нормативной профессиональной этики журналистики, анализировать и сравнивать основные нормы российских и западных журналистских кодексов; адаптировать к текущей ситуации, выявлять основные тенденции в данной области, формировать целостное видение профессионально-этических проблем журналистики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения базовых норм журналистской этики в профессиональной деятельности; сравнительного анализа российских и зарубежных кодексов для выбора наиболее адекватных форм профессионально-нравственного поведения; технологиями поиска информации на данную тему, навыками совместной работы в журналистском коллективе, в том числе, в условиях этнических, конфессиональных и культурных различий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Профессиональная этика в общей системе этических представлений
1.1. Понятие морали. Профессиональная мораль как аспект трудовой морали, связанный с выработкой нравственных норм и принципов, действующих в данной конкретной профессии. Профессиональная мораль как механизм, обеспечивающий согласование интересов профессиональных групп и общества. Средства массовой информации как основной инструмент формирования социального пространства в современном мире. Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Основные принципы журналистской этики. Принцип свободы и независимости СМИ. Принцип объективности и полноты информации, его обоснование. ответственность за клевету и диффамацию. Реализация принципа гуманизма в журналистской этике: участие журналиста в социальных преобразованиях, направленных на расширение демократии, содействие разрядке международной напряженности, разоружению и национальному развитию. Основные нормы журналистской этики. Проблемы языковой культуры и языковые нормы. Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Проанализировать газетную публикацию (теле- или радиопередачу) на «острую» тему и дать ей оценку с позиции профессиональной этики, то есть ответить на вопросы: ·1 насколько автором материала соблюдены конкретные этические требования (стиль, язык, взвешенность оценок и пр. ·2 насколько обозначена и аргументирована авторская оценка проблемы. Практические 2 2 ОК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Найти сайт Союза журналистов России, страницу Общественной Коллегии по жалобам на прессу. Изучить работу Коллегии (не менее 6 ситуаций). Выбрать из рассмотренных от одной до 3-х рассматриваемых Коллегией ситуаций и проанализировать: · Типичность данного профессионально-этического конфликта. Обосновать свою позицию и привести свои примеры. · Оценка решения Коллегии. Дать собственный комментарий Сам. работа 2 18 ОК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Проанализировать круглые столы, проходившие в рамках конференции «Этика и права человека в инф. обществе» (см. Материалы Европейской региональной конференции, организованной комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы). Выделить основные обсуждаемые проблемы, дать оценку предлагаемым путям их решения. Сам. работа 2 24 ОК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. 2. Саморегулирование журналистского сообщества
2.1. Саморегулирование журналистского сообщества, его основные формы. История формирования механизмов саморегулирования. Профессионально-этические кодексы, их возникновение. Развитие и специфика процесса кодификации. Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Подготовить доклад на тему: виды советов СМИ в одной из выбранных стран: ·1 Краткая история создания совета ·2 Профессионально-этические принципы (кодексы) ·3 Примеры деятельности, вынесенные решения Практические 2 2 ОК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Подготовить реферат на одну из предложенных тем (список см. на сайте); объем не менее 10 страниц (кегль 14, межстрочный промежуток 1,5). Сам. работа 2 16 ОК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.4. Зачет 2 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дымова, И. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие ООО ИПК "Университет", 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259175
Л1.2 Е. П. Прохоров Правовые и этические нормы в журналистике : учебное пособие Аспект Пресс, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бобин, М.С. Национальные особенности журналистики : учебник Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141476
Л2.2 Сидоров В.А. Политическая культура журналиста : учеб. пособие Петрополис, 2010
Л2.3 Букреев, С.В. Вопросы профессиональной этики в работе журналиста : учебник Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140928
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Officе
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь принципов философской (теоретической) этики и их преломления в профессиональных стандартах журналистики; рекомендуется также уделить особое внимание практикуемым в мире формам самоорганизации журналистского сообщества и фиксировать сходство и различие подходов к журналистской самоорганизации в России и в других странах. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть , по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера медиапродукта (статьи, телепередачи и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных нарушений, но и анализировать латентные смыслы, общую позицию автора, исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации профессионально-этических конфликтов (между административными требованиями и этическими нормами, между нормами различного уровня , между личным и профессиональным интересом и т.п.)
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени.
Тест. При прохождении итогового теста в системе Moodle обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать (если это указано) именно один правильный ответ
Зачет. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.