Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Цель курса: обучиться навыкам ведущего информационных и аналитических программ на радио, ТВ. Студенты-журналисты получат и отработают навыки работы в прямом эфире, общения со слушателями; навыки интервьюирования собеседника. Задачи курса: способствовать развитию умений студентов-журналистов выявлять мысль автора радио и ТВ текста, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-14 | способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций,технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов |
ПК-3 | способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | систему источников информации, методов ее сбора, селекции, проверки и анализа; Весь спектр особенностей массовой информации, журналистских публикаций; специфику работе ведущего теле– и радиопередач в информационных, аналитических, развлекательных и др. жанрах; глубоко особенности индивидуально-творческой (авторской) журналисткой работы, ее задачи и методы, технологии и техническое сопровождение; принципы и приемы индивидуального и коллективного анализа деятельности СМИ, профессиональной рефлексии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | принципам работы журналиста с источниками информации, эффективно работать с электронными базами данных; точно и четко выбирать и формулировать актуальные темы публикаций; составить текст, согласно выбранной теме; неукоснительно следовать принципам массовой информации при создании медиатекстов, эффективно применять инновационные подходы при их содании; глубоко и вдумчиво анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, деятельность СМИ в целом и результаты собственной работы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | свободно навыками использования методов сбора информации, ее проверки и анализа, работы с электронными базами данных, работы над созданием журналистского материала, технологиями подготовки медиапубликаций с учетом их содержательной и структурно-композиционной специфики; работы с микрофоном и видеозаписывающей аппаратурой, в кадре и за кадром в жанре информационного вещания; работы по приведению медиатекстов в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методика работы журналиста с текстом | ||||||
1.1. | Логический анализ публицистических текстов | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Речевая манера в публицистических жанрах на радио и телевидении | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Речевой анализ аудио– и видеозаписей | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Чтение художественных и информационных текстов радиопубликаций с последующим их интонационно-логическим анализом | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Комплексный (логический, интонационный и т.д.) анализ радиотекста | Сам. работа | 8 | 12 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Разработка творческого радиопроекта | Сам. работа | 8 | 16 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Особенности современного медиапродукта | ||||||
2.1. | Должностные инструкции, нормативы, требования к работе журналиста на ТВ | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Жанровое многообразие телевизионного контента | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Создание телевизионного медиапродукта | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Технология производства ТВ-программ и документальных фильмов | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Система источников и методов сбора и анализа информации в журналистике | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Подготовка к интервью | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Анализ публикации на предмет использования документов журналистами | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.8. | Составление плана проведения журналистского эксперимента | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.9. | Структурно-композиционная модель современного печатного периодического издания | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.10. | Тема, авторская идея и проблема журналистского произведения | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.11. | Видеосъемка по заданию преподавателя | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.12. | Редактирование видеоизображений | Сам. работа | 8 | 5 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.13. | План публикации в печатном/сетевом средстве массовой информации на актуальную тему | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.14. | Подготовка аккаунта на YouTube | Сам. работа | 8 | 30 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.15. | Экзамен | 8 | 27 | ОПК-14, ПК-3 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лазутина, Галина Викторовна | Жанры журналистского творчества : учебное поосбие для вузов | Аспект Пресс, | |
Л1.2 | В.М. Кривошеев | В творческой лаборатории журналиста : учебное пособие | Университетская книга, 2010 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84784 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мансурова, Валентина Дмитриевна | Психология журналистского творчества. От замысла – к воплощению : учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2010 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Черникова, Елена Вячеславовна | Литературная работа журналиста : учебник для вузов | Гардарики, 2007 | |
Л2.3 | Сластенкин, Р.И. | От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : научная литература | Лаборатория книги, 2012 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279 |
Л2.4 | Бобров, А.А. | Путь к профессионализму: учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э3 | Polpred.com: Обзор СМИ | polpred.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лабораторные занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |