Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Теория и методика журналистского творчества |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ТиМЖТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | формирование у магистрантов целостного системного представления о психолингвистической теории знания как достояния человека и определение роли языка как одного из средств формирования знания и доступа к нему в процессе создания и понимания текстов в СМИ. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: 1) ознакомление с историей и общими проблемами психолингвистики; акцентирование внимания на динамике целей и исследовательских подходов к рассмотрению ведущих проблем психолингвистики в русле тенденций развития мировой науки о человеке; 2) выявление дискуссионных вопросов в проблеме продуцирования и понимания текста, освещение современного состояния теоретической и экспериментальной разработки этой проблемы с учетом профессиональных интересов магистрантов; 3) усвоение основных процедур сбора, обработки и анализа языковых данных в рамках психолингвистического подхода к изучению процесса профессиональной коммуникации; 4) обучение современным методам психолингвистического анализа текста СМИ; 5) реализация профессионально-творческого замысла журналиста – непосредственное создание публицистического текста в соответствии с предложенными требованиями; 5) формирование у магистрантов интереса к русскому языку как достоянию человека, как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-4 | способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий |
ОПК-5 | готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности |
ПК-1 | готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | имеет представление о основах производства и понимания текстов в профессиональной журналистской деятельности в целом и в области психолингвистических исследований, которые связаны со сферой профессиональной специализации (ОПК-5); знает теорию и практику психолингвистики, понимает системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств текста компонентами реального коммуникативного акта, профессиональными требованиями и стандартами (ПК-1). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | характеризовать психолингвистические закономерности построения конкретного журналистского текста и выявлять системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств текста компонентами реального коммуникативного акта; устанавливает закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках текста как речевого произведения (ОПК-5); создавать публицистический текст в соответствии с определенными психолингвистическими факторами: адресант - адресат - речевое воздействие - специфика канала и др. (ПК-1). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | выполняет различные виды редакционной работы, связанные со психолингвистическим аспектом функционирования языка в различных типах СМИ (ОПК-5); навыком мотивированного отбора языковых средств и их организации в тексте СМИ в зависимости от коммуникативного задания; навыком эффективного использования психолингвистических и экспрессивных возможностей этих единиц при создании текстов разной степени сложности для определенных СМИ (ПК-1). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психолингвистика. Предмет и основные задачи | ||||||
1.1. | Язык – речь – речевая деятельность. Языковое сознание | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
1.2. | Язык – речь – речевая деятельность. Языковое сознание | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Анатомо-физиологические механизмы речи. Онтогенез речевой деятельности. Производство и восприятие речи. Текст как объект языковедения. Современные подходы к изучению текста | Лекции | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
1.4. | Моделирование процессов речепроизводства | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
1.5. | Конспектирование научных источников | Сам. работа | 3 | 20 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Восприятие и понимание текста. | ||||||
2.1. | Восприятие и понимание текста СМИ. Практические и экспериментальные методы и методики изучения текста | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.2. | Восприятие и понимание медиатекста | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Восприятие медиатекста в аспекте межкультурной коммуникации | Практические | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 3. Текст как объект языковедения. Современные подходы к изучению текста | ||||||
3.1. | Индивидуальные домашние задания | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Конспектирование научных источников | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 4. Моделирование процессов речепроизводства. Восприятие и понимание текста. | ||||||
4.1. | Конспектирование научных источников | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Реферат | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 5. Практические и экспериментальные методы и методики изучения текстов СМИ | ||||||
5.1. | Экспериментальные методы и методики изучения текста Прикладные аспекты психолингвистического изучения текста | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
5.2. | АНАЛИЗ КЕЙСОВ | Сам. работа | 3 | 30 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
5.3. | Конспектирование научных источников | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.3 |
5.4. | Защита научно-исследовательских работ | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 6. Прикладные аспекты психолингвистического изучения текста | ||||||
6.1. | Прикладные аспекты психолингвистического изучения текста. Восприятие текста СМИ в аспекте межкультурной коммуникации. Язык СМИ и речевое воздействие | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
6.2. | КОЛЛОКВИУМ «Психолингвистические особенности текстов СМИ» | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Киселев, Александр Георгиевич | Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учеб. для вузов | Питер, 2011 | |
Л1.2 | Олешко, В.Ф. | Психология журналистики : учебное пособие | Издательство Уральского университета, 2014 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276355 |
Л1.3 | Никулина, С.А. | Психология массовой коммуникации : учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235650 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г. | Психология массовой коммуникации: учеб. для вузов | М.: Гардарики, 2008 | |
Л2.2 | Богомолова Н.Н. | Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Polpred.com: Обзор СМИ | polpred.com | ||
Э2 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
Э3 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |