МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолингвистические особенности создания и восприятия текстов СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Психолингвистические особенности создания и восприятия текстов СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у магистрантов целостного системного представления о психолингвистической теории знания как достояния человека и определение роли языка как одного из средств формирования знания и доступа к нему в процессе создания и понимания текстов в СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) ознакомление с историей и общими проблемами психолингвистики; акцентирование внимания на динамике целей и исследовательских подходов к рассмотрению ведущих проблем психолингвистики в русле тенденций развития мировой науки о человеке;
2) выявление дискуссионных вопросов в проблеме продуцирования и понимания текста, освещение современного состояния теоретической и экспериментальной разработки этой проблемы с учетом профессиональных интересов магистрантов;
3) усвоение основных процедур сбора, обработки и анализа языковых данных в рамках психолингвистического подхода к изучению процесса профессиональной коммуникации;
4) обучение современным методам психолингвистического анализа текста СМИ;
5) реализация профессионально-творческого замысла журналиста – непосредственное создание публицистического текста в соответствии с предложенными требованиями;
5) формирование у магистрантов интереса к русскому языку как достоянию человека, как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-5 готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности
ПК-1 готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.имеет представление о основах производства и понимания текстов в профессиональной журналистской деятельности в целом и в области психолингвистических исследований, которые связаны со сферой профессиональной специализации (ОПК-5); знает
теорию и практику психолингвистики, понимает системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств текста компонентами реального коммуникативного акта, профессиональными требованиями и стандартами (ПК-1).
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать психолингвистические закономерности построения конкретного журналистского текста и выявлять системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств текста компонентами реального коммуникативного акта; устанавливает закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках текста как речевого произведения (ОПК-5); создавать публицистический текст в соответствии с определенными психолингвистическими факторами: адресант - адресат - речевое воздействие - специфика канала и др. (ПК-1).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выполняет различные виды редакционной работы, связанные со психолингвистическим аспектом функционирования языка в различных типах СМИ (ОПК-5);
навыком мотивированного отбора языковых средств и их организации в тексте СМИ в зависимости от коммуникативного задания; навыком эффективного использования психолингвистических и экспрессивных возможностей этих единиц при создании текстов разной степени сложности для определенных СМИ (ПК-1).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психолингвистика. Предмет и основные задачи
1.1. Язык – речь – речевая деятельность. Языковое сознание Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Язык – речь – речевая деятельность. Языковое сознание Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.3. Анатомо-физиологические механизмы речи. Онтогенез речевой деятельности. Производство и восприятие речи. Текст как объект языковедения. Современные подходы к изучению текста Лекции 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.4. Моделирование процессов речепроизводства Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.5. Конспектирование научных источников Сам. работа 3 20 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Восприятие и понимание текста.
2.1. Восприятие и понимание текста СМИ. Практические и экспериментальные методы и методики изучения текста Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Восприятие и понимание медиатекста Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.3. Восприятие медиатекста в аспекте межкультурной коммуникации Практические 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Текст как объект языковедения. Современные подходы к изучению текста
3.1. Индивидуальные домашние задания Сам. работа 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.2. Конспектирование научных источников Сам. работа 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Моделирование процессов речепроизводства. Восприятие и понимание текста.
4.1. Конспектирование научных источников Сам. работа 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.2. Реферат Сам. работа 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Практические и экспериментальные методы и методики изучения текстов СМИ
5.1. Экспериментальные методы и методики изучения текста Прикладные аспекты психолингвистического изучения текста Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
5.2. АНАЛИЗ КЕЙСОВ Сам. работа 3 30 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
5.3. Конспектирование научных источников Сам. работа 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.4. Защита научно-исследовательских работ Сам. работа 3 6 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 6. Прикладные аспекты психолингвистического изучения текста
6.1. Прикладные аспекты психолингвистического изучения текста. Восприятие текста СМИ в аспекте межкультурной коммуникации. Язык СМИ и речевое воздействие Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
6.2. КОЛЛОКВИУМ «Психолингвистические особенности текстов СМИ» Сам. работа 3 10 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учеб. для вузов Питер, 2011
Л1.2 Олешко, В.Ф. Психология журналистики : учебное пособие Издательство Уральского университета, 2014 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276355
Л1.3 Никулина, С.А. Психология массовой коммуникации : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235650
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г. Психология массовой коммуникации: учеб. для вузов М.: Гардарики, 2008
Л2.2 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ polpred.com
Э2 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.