МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Речевая культура журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 44 44 17 17 61 61
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Речевая культура журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Е.В. Лукашевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Е.В. Лукашевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1) формирование у студентов-журналистов способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

2) формирование способности эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности

3) формирование способности анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-17 способность эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные орфографическую и пунктуационные системы (как свод действующих правил), основные принципы современной пунктуации, принципы русской орфографии; синтаксис ресурсов и основные грамматические кодификации.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать свою и чужую письменную речь, находить, классифицировать и исправлять в ней орфографические и пунктуационные недочёты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.комментированием орфограмм и пунктограмм, их графическим объяснением; самостоятельным составлением алгоритмов объяснения, схем, опорных таблиц, конспектов; самостоятельным подбора иллюстративного материала, составлением орфографических и пунктуационных диктантов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современный русский литературный язык. Принципы современной русской орфографии
1.1. Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Правописание безударных гласных в корне Сам. работа 1 4 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Исторические чередования гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и ц Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Исторические чередования гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и ц Сам. работа 1 4 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Правописание согласных Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Правописание согласных Сам. работа 1 4 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.7. Обозначение на письме мягкости согласных Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.8. Правописание приставок Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.9. Приставки пре / при Сам. работа 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.10. Чередование гласных и согласных в приставках Сам. работа 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.11. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.12. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных Сам. работа 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.13. Аномальные формы имен существительных Сам. работа 1 4 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.14. Правописание суффиксов имен прилагательных Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.15. Правописание суффиксов имен прилагательных Сам. работа 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.16. Парадигматическое изменение имен прилагательных: норма и узус Сам. работа 1 4 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.17. Правописание имен числительных и местоимений Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.18. Грамматическое изменение числительных Сам. работа 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.19. Правописание местоимений с частицами не и ни Сам. работа 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.20. Правописание глаголов Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.21. Правописание личных окончаний глаголов Сам. работа 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.22. Правописание суффиксов глаголов Сам. работа 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.23. Правописание причастий Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.24. Правописание окончаний ир суффиксов причастий Сам. работа 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.25. Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.26. Правописание сложных слов (существительных и прилагательных) Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.27. Правописание наречий Сам. работа 1 3 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.28. Правописание производных предлогов и составных союзов Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.29. Правописание служебных слов (предлоги. союзы, частицы) Сам. работа 1 3 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.30. Правописание НЕ с различными частями речи Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Современная русская пунктуация. Основные тенденции развития пунктуационных норм в русском языке
2.1. Принципы русской пунктуации Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Тире в простом предложении Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения Сам. работа 2 3 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Обособление определений и приложений Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Обособление обстоятельств и дополнений Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Знаки препинания при уточняющих, присоединительных и пояснительных членах предложения Практические 2 4 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.8. Пунктуация при словах, грамматически не связанных с членами предложения Сам. работа 2 4 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.9. Знаки препинания в сложносочинённом предложении Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.10. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Сам. работа 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.11. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.12. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.13. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Сам. работа 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.14. Прямая речь. Цитаты. Знаки препинания при прямой речи и цитатах Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.15. Способы передачи чужой речи. Категоия автора Сам. работа 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Синтаксис ресурсов. Основные грамматические нормы современного русского языка
3.1. Согласование подлежащего и сказуемого Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Трудные вопросы согласования Сам. работа 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Сложные вопросы формообразования в русском языке Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Максимы коммуникативного кодекса
4.1. Коммуникативный кодекс. Основные максимы Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
4.2. Коммуникативный кодекс. Основные максимы Сам. работа 2 2 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
4.3. Экзамен 2 27 ОК-6, ОПК-17, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гусар, Елена Геннадьевна Нормы произношения в эфире: орфоэпия и акцентология : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Введенская Л. А. Риторика и культура речи : учеб. пособие для вузов Феникс, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2010
Л2.2 Стернин, И.А. Типы речевых культур : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375702
Л2.3 Ухова, Л.В. Языковая личность в системе массмедиа : курс лекций Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239497
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


При изучении дисциплины «Речевая культура журналиста» используются следующие формы работы:
1. Практические занятия.
На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного русского языка.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Речевая культура журналиста", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачету в первом семестре и экзамену во втором.
Виды самостоятельной работы:
а) Конспектирование
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к практическому занятию, преподаватель предлагает студентам алгоритм действий, рекомендует тщательно продумать свое устное выступление.
б) выполнение тестовых заданий
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.

4. При реализации учебной дисциплины «Речевая культура журналиста» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Зачет (1 семестр). Выполнение итогового теста приравнивается к зачету. Это тестирование составлено на материале теоретических вопросов для подготовки к зачету. Студенты готовятся по этим вопросам к тесту, как к зачету, но зачет проводится в виде теста. Подготовка студентов к сдаче зачета в виде теста включает в себя:
- просмотр программы учебного курса;
- определение необходимых для подготовки источников и их изучение;
- использование методических пособий;
- консультирование у преподавателя.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

6. Экзамен (2 семестр). Выполнение экзаменационного (итогового) теста приравнивается к экзамену. Это тестирование составлено на материале теоретических вопросов для подготовки к экзамену. Студенты готовятся по этим вопросам к тесту, как к экзамену, но экзамен проводится в виде теста.
Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.