Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 53 | 53 | 53 | 53 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д. филол. н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Изучение курса риторики направлено на ознакомление студентов-журналистов с тысячелетней мировой практикой работы в сфере публичного слова, развитие навыков профессионального отношения к устному и письменному слову, обучение профессиональным приемам ведения диалога, дискуссии, умению грамотно использовать возможности коммуникации, удерживать внимание и интерес аудитории с учетом ее особенностей, проводить успешные рекламные и агитационные кампании, отвечать «вызовам» и потребностям современной политической и общественной жизни. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-17 | способность эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности |
ПК-1 | способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы речевого воздействия на аудиторию, необходимые как для активного воздействия на нее, так и для защиты от риторической агрессии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать в комплексе лингвистические, паралингвистические и экстралингвистические формы воздействия на аудиторию, комбинируя их оптимальным образом в зависимости от содержания речи и характера СМИ, в которых они представлены. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовыми навыками распределения профессиональных функций и ответственности в коллективе СМИ при выполнении коммуникативных задач; навыками комплексного речевого воздействия при помощи СМИ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и значения риторики | ||||||
1.1. | Предметная область риторического знания | Лекции | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Основные понятия риторики | ||||||
2.1. | Риторический пафос | Практические | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Героический пафос | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Речь Стива Джобса (определение вида пафоса) | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 3. Типы речи | ||||||
3.1. | Функции языка/речи (по Р. Якобсону) и их реализация в ритуальной речи | Лекции | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Развлекательная речь | Практические | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.3. | Ритуальная речь | Практические | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.4. | Прослушать песню А. Кортнева «Снежинка», обнаружить прецедентные тексты «авторских» песен, подвергшихся в ней ироническому пародированию | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.5. | Посмотреть фильм Кэтрин Бигелоу «На гребне волны». Дать письменный ответ на вопрос, соотношение каких видов риторического пафоса проблематизируется в этой ленте | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.6. | Провокативная речь | Практические | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.7. | Сочинить развлекательную речь с учетом «аристотелевского» учения о комическом как базирующемся на принципе «против ожидания». | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.8. | Информационная речь | Практические | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.9. | Убеждающая речь | Практические | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.10. | Этапы создания речи | Практические | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.11. | Структура убеждающей речи | Лекции | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.12. | Рассмотреть полемику в сети Интернет на одну из широко обсуждаемых тем с точки зрения корректности аргументации противоборствующих сторон. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.13. | Разновидности аргументации устной и письменной речи | Лекции | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.14. | Отличия романтизма «шестидесятников» от романтизма «классических» литературных образцов | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.15. | Место и роль доказательства и опровержения в споре | Лекции | 7 | 4 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.16. | Эссе на любую из следующих тем: «О пользе риторики», «О вреде риторики», «О бесполезности риторики». | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.17. | Инвенция и диспозиция и элокуция. Меморио и акцио | Лекции | 7 | 2 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.18. | Написание реферата | Сам. работа | 7 | 15 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
3.19. | Экзамен | 7 | 27 | ОПК-17, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Каверин, Борис Иванович | Ораторское искусство : учебное пособие для вузов | ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Стернин, Иосиф Абрамович | Практическая риторика : учеб. пособие для вузов | Академия, 2008 | |
Л1.3 | Введенская Л. А. | Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов | Феникс, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост. И. Н. Кузнецов | Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
OpenOffice, Adobe Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме. Каждый вариант тестовых заданий включает 25 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл. Перевод баллов в оценку: 23-25 баллов - «отлично», 18-22 балла – «хорошо»; 12-17 баллов – «удовлетворительно», ниже 12 баллов – «неудовлетворительно». Оценка за экзамен ставится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра. Если студент претендует на более высокую оценку, он имеет возможность прийти на экзамен и ответить на вопросы (один вопрос – теоретический, второй – практический). В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. На ответ студенту отводится 35 минут. |