Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Теория и методика журналистского творчества |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ТиМЖТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | Целью курса «Семиотика медиатекста» является уяснение места и роли теории знаковых систем для анализа медиатекстов, представленных в их динамике. Среди основных задач курса выделим следующие: обучить слушателей курса языку современной семиотики, ее терминологическому аппарату; познакомить студентов с методами семиотического и лингвистического анализа медиатекста на разных уровнях его представления; выработать и развить у студентов навыки и умения практического использования разработанных в семиотике различных исследовательских приемов с журналистскими, рекламными и PR-текстами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-4 | способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий |
ОПК-5 | готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности |
ПК-4 | готовность выявлять и обосновывать актуальные проблемы для медиаисследований, самостоятельно их проводить, разрабатывать методологию, программы, методики, анализировать и презентовать результаты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | семиотических теорий; формы и методы имплементации достижений современной семиологии в медиатексте; историю становления семиотического знания в журналистике; методологию, программы, методики медиаисследований; наиболее актуальные проблемы в данной области; принципы создания современных медиатекстов для разных медийных платформ; методы и способы использования семиотических знаний в исследовании СМИ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | характеризовать особенности различных семиотических систем, определять их типологию; создавать образцы современного медитекста на основе знаний в области семантики; применять полученные знания при осмыслении социальных фактов, процессов и подготовке журналистских текстов; анализировать и презентовать результаты самостоятельных исследований в сфере медиа; избегать коммуникативных ошибок; анализировать язык знаков и символов в медиатексте; учитывать специфику принципов создания медиатекстов в профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком исследования процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства медиатекста и на точку зрения аудитории ; навыками терминологического языка семиотики; работы в рамках семиотического анализа знаковых систем и текстов; навыками создания современных медиатекстов для разных медийных платформ; анализа идеологических, философских аспектов медийной сферы; развитыми навыками креатива и семиотической рефлексии в медиасфере |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. СЕМИОТИКА, ИЛИ АЗБУКА ОБЩЕНИЯ | ||||||
1.1. | Люди и знаки: опыт ретроспективы | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Уровни семиозиса в медиатексте | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | |
1.3. | Конспектирование источников | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. ЗНАКИ В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ | ||||||
2.1. | Проблема определения медиатекста: вариабельность подходов | Лекции | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Знаковая природа медиатекста | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | |
2.3. | Проблема симуляций и симулякров (на примере фильма "День радио" | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. ЗНАКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ И СИСТЕМЫ | ||||||
3.1. | Семиотика медиатекста в исторической ретроспективе | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Структура знака и медиатекст | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Изучите работу Ю.М. Лотмана «Риторика образа» | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. ЗНАКИ И ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ В МЕДИАТЕКСТЕ | ||||||
4.1. | Классификация знаков и медиатексте | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Семантическая структура знака и медиатекст | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | |
4.3. | Охарактеризуйте «управленческий потенциал» кинематографа как «важнейшего» медиа. Попытайтесь эксплицировать коммуникативную задачу фильма «Форрест Гамп». | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.4. | Законспектируйте работу Р. Барта «Удовольствие от текста». Сделайте доклад на тему «Текст-удовольствие и текст-наслаждение в современных медиа». | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. СЕМИОТИКА, КУЛЬТУРА, МЕДИАТЕКСТ | ||||||
5.1. | Квазидиалог и квазиполилог в медиатексте | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Креолизация как семиотический тренд современного медиатекста | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | |
5.3. | Постструктурализм и современный медиатекст | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | |
5.4. | Эссе на тему «Смерть и реанимация Автора как источника властной моносемии в современных медиа» | Сам. работа | 3 | 7 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. АКСИОМЫ И ПОСТУЛАТЫ СЕМИОТИКИ, СЕМИОТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ | ||||||
6.1. | Медиатекст: трудности перевода. | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Понимание медиатекста как семиотическая проблема | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.3. | Проблема значения и смысла в медиатексте | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.4. | Презентация «Интертекстуальность в современной массовой культуре» | Сам. работа | 3 | 3 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.5. | Дискуссия «Современные СМИ: эпоха пост- или метамодерна» | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.6. | Реферат по предложенной теме | Сам. работа | 3 | 11 | ОК-4, ОПК-5, ПК-4 | |
6.7. | Экзамен | 3 | 27 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мечковская Н.Б. | Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций: курс лекций | Москва, 2004 | |
Л1.2 | Киселев, Александр Георгиевич | Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учеб. для вузов | Питер, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лотман, Ю. М. | Внутри мысляших миров: Человек - текст - семиосфера - история: | Языки русской культуры, 1999 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Polpred.com: Обзор СМИ. | polpred.com | ||
Э2 | Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике | dic.academic.ru | ||
Э3 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |