МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семиотика медиатекста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Плахин В.Т.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Семиотика медиатекста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Семиотика медиатекста» является уяснение места и роли теории знаковых систем для анализа медиатекстов, представленных в их динамике.
Среди основных задач курса выделим следующие:
обучить слушателей курса языку современной семиотики, ее терминологическому аппарату;
познакомить студентов с методами семиотического и лингвистического анализа медиатекста на разных уровнях его представления;
выработать и развить у студентов навыки и умения практического использования разработанных в семиотике различных исследовательских приемов с журналистскими, рекламными и PR-текстами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-5 готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности
ПК-4 готовность выявлять и обосновывать актуальные проблемы для медиаисследований, самостоятельно их проводить, разрабатывать методологию, программы, методики, анализировать и презентовать результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.семиотических теорий; формы и методы имплементации достижений современной семиологии в медиатексте; историю становления семиотического знания в журналистике; методологию, программы, методики медиаисследований; наиболее актуальные проблемы в данной области; принципы создания современных медиатекстов для разных медийных платформ; методы и способы использования семиотических знаний в исследовании СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать особенности различных семиотических систем, определять их типологию; создавать образцы современного медитекста на основе знаний в области семантики; применять полученные знания при осмыслении социальных фактов, процессов и подготовке журналистских текстов; анализировать и презентовать результаты самостоятельных исследований в сфере медиа; избегать коммуникативных ошибок; анализировать язык знаков и символов в медиатексте; учитывать специфику принципов создания медиатекстов в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком исследования процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов,
влияющих на точку зрения агентства медиатекста и на точку зрения аудитории ; навыками терминологического языка семиотики; работы в рамках семиотического анализа
знаковых систем и текстов; навыками создания современных медиатекстов для разных медийных платформ;
анализа идеологических, философских аспектов медийной сферы; развитыми навыками креатива и семиотической рефлексии в медиасфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. СЕМИОТИКА, ИЛИ АЗБУКА ОБЩЕНИЯ
1.1. Люди и знаки: опыт ретроспективы Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Уровни семиозиса в медиатексте Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4
1.3. Конспектирование источников Сам. работа 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. ЗНАКИ В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
2.1. Проблема определения медиатекста: вариабельность подходов Лекции 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Знаковая природа медиатекста Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4
2.3. Проблема симуляций и симулякров (на примере фильма "День радио" Сам. работа 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. ЗНАКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ И СИСТЕМЫ
3.1. Семиотика медиатекста в исторической ретроспективе Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Структура знака и медиатекст Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Изучите работу Ю.М. Лотмана «Риторика образа» Сам. работа 3 8 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. ЗНАКИ И ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ В МЕДИАТЕКСТЕ
4.1. Классификация знаков и медиатексте Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Семантическая структура знака и медиатекст Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4
4.3. Охарактеризуйте «управленческий потенциал» кинематографа как «важнейшего» медиа. Попытайтесь эксплицировать коммуникативную задачу фильма «Форрест Гамп». Сам. работа 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Законспектируйте работу Р. Барта «Удовольствие от текста». Сделайте доклад на тему «Текст-удовольствие и текст-наслаждение в современных медиа». Сам. работа 3 6 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. СЕМИОТИКА, КУЛЬТУРА, МЕДИАТЕКСТ
5.1. Квазидиалог и квазиполилог в медиатексте Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Креолизация как семиотический тренд современного медиатекста Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4
5.3. Постструктурализм и современный медиатекст Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4
5.4. Эссе на тему «Смерть и реанимация Автора как источника властной моносемии в современных медиа» Сам. работа 3 7 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. АКСИОМЫ И ПОСТУЛАТЫ СЕМИОТИКИ, СЕМИОТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
6.1. Медиатекст: трудности перевода. Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Понимание медиатекста как семиотическая проблема Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Проблема значения и смысла в медиатексте Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Презентация «Интертекстуальность в современной массовой культуре» Сам. работа 3 3 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.5. Дискуссия «Современные СМИ: эпоха пост- или метамодерна» Сам. работа 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.6. Реферат по предложенной теме Сам. работа 3 11 ОК-4, ОПК-5, ПК-4
6.7. Экзамен 3 27 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций: курс лекций Москва, 2004
Л1.2 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учеб. для вузов Питер, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лотман, Ю. М. Внутри мысляших миров: Человек - текст - семиосфера - история: Языки русской культуры, 1999 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.