МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

СМИ как социокультурный феномен

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
СМИ как социокультурный феномен

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «СМИ как социокультурный феномен» является освоение теоретической базы, необходимой в дальнейшем для изучения структуры, функций, социальных эффектов СМИ, особенностей журналистской деятельности в социокультурных реалиях; формирование теоретико-методологических оснований анализа средств массовой информации в контексте культурного и социального бытия. Задачи курса – представить специфику социокультурных феноменов, раскрыть социальную сущность массовой коммуникации, культурные феномены, процессы и практики информационного общества, познакомить студентов с методологией их изучения, с современными критическими теориями медиа, с особенностями взаимосвязи и взаимовлияния СМИ и основных сфер жизнедеятельности общества. В курсе специальное внимание уделяется самостоятельной работе студентов: освоению исследовательской литературы, анализу источников – телевизионных программ, Интернет-страниц, текстов СМИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-3 готовность осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации
ПК-1 готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характеристики социокультурных явлений, особенности их функционирования, природу и сущность массовой коммуникации, роль средств массовой коммуникации в социуме, их регулятивное воздействии на общество, особенности взаимодействия средств массовой информации с основными сферами жизни общества, взаимное влияние экономики и СМИ, социальной сферы и СМИ, политической жизни и СМИ, духовной сферы жизнедеятельности общества и СМИ, определяющие социокультурные характеристики информационного, постиндустриального, массово-коммуникационного общества
3.2.Уметь:
3.2.1.интерпретировать социокультурные эффекты деятельности СМИ, вычленять и анализировать влияние экономических, социальных, политических, культурных факторов на особенности их функционирования, исследовать СМИ и журналистику в контексте социокультурных реалий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.теоретико-методологическим инструментарием анализа социокультурных явлений, навыками интерпретации социокультурных влияний на деятельность средств массовой информации, технологиями определения манипулятивного воздействия СМИ на аудиторию, навыками анализа воздействия средств массовой информации на сферы жизнедеятельности общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Сущность СМИ и МК
1.1. Характеристика социокультурной реальности Лекции 3 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Индивидуальное домашнее задание Сам. работа 3 10 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Сущность массовой коммуникации Лекции 3 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Написание реферата Сам. работа 3 8 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Собеседование Сам. работа 3 11 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Роль СМИ в конструировании социальной реальности Лекции 3 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Манипулятивные воздействия масс-медиа на общество. Мифотворческая функция СМИ Лекции 3 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Контрольная работа Сам. работа 3 12 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. 2. СМИ и сферы социальной жизни
2.1. Взаимодействие экономики и СМИ Практические 3 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Коллоквиум Сам. работа 3 16 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Социальная сфера жизни общества и СМИ Практические 3 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Эссе Сам. работа 3 5 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Взаимовлияние СМИ и политики Практические 3 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Тестирование Сам. работа 3 5 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. СМИ и духовно-идеологическая сфера социума Сам. работа 3 4 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Письменная работа Сам. работа 3 5 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. 3. СМИ в условиях глобализации и инфомационного общества
3.1. Роль СМИ в процессах глобализации Практические 3 4 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Чтение дополнительной литературы Сам. работа 3 5 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. СМИ в информационном обществе Лекции 3 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. СМИ в информационном обществе Практические 3 2 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Изучение терминов Сам. работа 3 5 ОК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фомичева, Ирина Дмитриевна Социология СМИ : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2007
Л1.2 Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник Дашков и Ко, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255819
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Олешко, В.Ф. Психология журналистики : учебное пособие Издательство Уральского университета, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276355
Л2.2 Коханова, Л.А. Основы теории журналистики : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 ВЦИОМ: системный исследовательско-консалтинговых подход wciom.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.