Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Теория и методика журналистского творчества |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ТиМЖТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целью курса «СМИ как социокультурный феномен» является освоение теоретической базы, необходимой в дальнейшем для изучения структуры, функций, социальных эффектов СМИ, особенностей журналистской деятельности в социокультурных реалиях; формирование теоретико-методологических оснований анализа средств массовой информации в контексте культурного и социального бытия. Задачи курса – представить специфику социокультурных феноменов, раскрыть социальную сущность массовой коммуникации, культурные феномены, процессы и практики информационного общества, познакомить студентов с методологией их изучения, с современными критическими теориями медиа, с особенностями взаимосвязи и взаимовлияния СМИ и основных сфер жизнедеятельности общества. В курсе специальное внимание уделяется самостоятельной работе студентов: освоению исследовательской литературы, анализу источников – телевизионных программ, Интернет-страниц, текстов СМИ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОК-1 | Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-3 | готовность осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации |
ПК-1 | готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | характеристики социокультурных явлений, особенности их функционирования, природу и сущность массовой коммуникации, роль средств массовой коммуникации в социуме, их регулятивное воздействии на общество, особенности взаимодействия средств массовой информации с основными сферами жизни общества, взаимное влияние экономики и СМИ, социальной сферы и СМИ, политической жизни и СМИ, духовной сферы жизнедеятельности общества и СМИ, определяющие социокультурные характеристики информационного, постиндустриального, массово-коммуникационного общества |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | интерпретировать социокультурные эффекты деятельности СМИ, вычленять и анализировать влияние экономических, социальных, политических, культурных факторов на особенности их функционирования, исследовать СМИ и журналистику в контексте социокультурных реалий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | теоретико-методологическим инструментарием анализа социокультурных явлений, навыками интерпретации социокультурных влияний на деятельность средств массовой информации, технологиями определения манипулятивного воздействия СМИ на аудиторию, навыками анализа воздействия средств массовой информации на сферы жизнедеятельности общества |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Сущность СМИ и МК | ||||||
1.1. | Характеристика социокультурной реальности | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Индивидуальное домашнее задание | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Сущность массовой коммуникации | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Написание реферата | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Собеседование | Сам. работа | 3 | 11 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Роль СМИ в конструировании социальной реальности | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Манипулятивные воздействия масс-медиа на общество. Мифотворческая функция СМИ | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.8. | Контрольная работа | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. 2. СМИ и сферы социальной жизни | ||||||
2.1. | Взаимодействие экономики и СМИ | Практические | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Коллоквиум | Сам. работа | 3 | 16 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Социальная сфера жизни общества и СМИ | Практические | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Эссе | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Взаимовлияние СМИ и политики | Практические | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Тестирование | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.7. | СМИ и духовно-идеологическая сфера социума | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.8. | Письменная работа | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. 3. СМИ в условиях глобализации и инфомационного общества | ||||||
3.1. | Роль СМИ в процессах глобализации | Практические | 3 | 4 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Чтение дополнительной литературы | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | СМИ в информационном обществе | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | СМИ в информационном обществе | Практические | 3 | 2 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Изучение терминов | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-1, ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Фомичева, Ирина Дмитриевна | Социология СМИ : учебное пособие для вузов | Аспект Пресс, 2007 | |
Л1.2 | Шарков, Ф.И. | Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник | Дашков и Ко, 2013 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255819 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Олешко, В.Ф. | Психология журналистики : учебное пособие | Издательство Уральского университета, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276355 |
Л2.2 | Коханова, Л.А. | Основы теории журналистики : учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Polpred.com: Обзор СМИ. | polpred.com | ||
Э2 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э3 | ВЦИОМ: системный исследовательско-консалтинговых подход | wciom.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |