Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 98 | 98 | 98 | 98 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | изучение публицистики как вида творческой деятельности, особенностей ее развития в современной России, места публицистики в творчестве выдающихся отечественных журналистов конца ХХ – начала XXI века. Задачи освоения дисциплины: 1) исследование специфики организации публицистического дискурса в России конца ХХ – начала XXI века; 2) анализ публицистического метода изучения и репрезентации современной российской действительности; 3) изучение основных функций, целей и задач отечественной публицистики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-19 | способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах |
ПК-2 | способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах |
ПК-3 | способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности творческого процесса при создании публицистических произведений в современных условиях мультимедийной конвергентной редакции; особенности создания текстов в публицистических жанрах с использованием различных знаковых систем в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах; основные критерии для анализа, оценки и редактирования публицистических текстов, их специфику и особенности авторской позиции, а также место публицистики в современном российском обществе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять и систематизировать основные представления о публицистической и журналистской деятельности; критически оценивать публицистические медиатексты; творчески применять основные принципы построения текстов в публицистических жанрах с использованием вербальной, фото-, аудио, видео-, графической знаковой системы; приводить материалы, созданные в публицистических жанрах, в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками по созданию журналистских материалов в публицистических жанрах в условиях отведенного бюджета времени для различных медийных платформ средств массовой коммуникации, с использованием различных знаковых систем (вербальных, фото-, аудио-, видео-, графических). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тенденции развития публицистики в современной России (конец ХХ – начало XXI века) | ||||||
1.1. | Современное состояние отечественной публицистики: проблемы и особенности развития | Лекции | 3 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3 |
1.2. | Публицистическое эссе – колонка по актуальной социально-политической или экономической проблематике | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3 |
Раздел 2. Публицистический дискурс в современном российском медиапространстве | ||||||
2.1. | Основные параметры анализа публицистического дискурса | Лекции | 3 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3 |
2.2. | Мультимедийные презентации на тему: «Публицистический дискурс в современной России: публицистика, политика, пропаганда» | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3 |
Раздел 3. Публицисты современной России | ||||||
3.1. | Творчество известных отечественных публицистов: общая характеристика, проблематика публикаций, авторская позиция, жанровые решения | Лекции | 3 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3 |
3.2. | Реферат на тему: «Герой нашего времени: поступок в творчестве современного отечественного публициста» (по выбору студента) | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3 |
3.3. | Чтение дополнительной литературы на тему: "История развития публицистики в России | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3 |
3.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чернышова, Т. В. | Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Кожина, М.Н. | Стилистика русского языка : учебник | Флинта; Наука, 2008 | |
Л1.3 | Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. | Публицистический текст. Лингвистический анализ: учебное пособие | Флинта: Наука, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Мансуров А.В. | Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ//ЭБС «АлтГУ», 2014 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2235 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Прохоров Ю.Е. | Действительность. Текст. Дискурс: учебное пособие | М: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 | e.lanbook.com |
Л2.2 | В. Е. Чернявская | Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия: учеб. пособие | М.: Флинта, 2006 | |
Л2.3 | Плеханова, Т.Ф. | Дискурс-анализ текста: пособие для студентов вузов | ТетраСистемс, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78571 |
Л2.4 | Бобровская, Г. | Когнитивно-элокутивный потенциал газетного дискурса: | ВГСПУ "Перемена", 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429345 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э2 | Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система | biblio-online.ru. | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь публицистики и политики в современном российском обществе, а также на особенности творческого процесса при создании публицистических произведений в современных условиях мультимедийной конвергентной редакции для различных знаковых систем в зависимости от типа СМИ. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований. Самостоятельная работа. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При написании реферата и создании мультимедийной презентации внимательно ознакомьтесь с требованиями к каждому виду работы, указанные в задании. Эссе. При написании эссе следует обратить внимание на указанные в задании критерии оценки: авторский стиль, правильность оформления, наличие языковых выразительных средств в тексте, авторских оценок, опирающихся на эмпирический материал, цитаты из литературных произведений, исторические факты. Выводы студента должны быть аргументированы и обоснованы. Зачет. При подготовке к зачету нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется практическое задание, в рамках которого предлагается проанализировать публицистический текст по нескольким параметрам. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |