МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная публицистика России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современная публицистика России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение публицистики как вида творческой деятельности, особенностей ее развития в современной России, места публицистики в творчестве выдающихся отечественных журналистов конца ХХ – начала XXI века.

Задачи освоения дисциплины: 1) исследование специфики организации публицистического дискурса в России конца ХХ – начала XXI века; 2) анализ публицистического метода изучения и репрезентации современной российской действительности; 3) изучение основных функций, целей и задач отечественной публицистики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-19 способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности творческого процесса при создании публицистических произведений в современных условиях мультимедийной конвергентной редакции; особенности создания текстов в публицистических жанрах с использованием различных знаковых систем в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах; основные критерии для анализа, оценки и редактирования публицистических текстов, их специфику и особенности авторской позиции, а также место публицистики в современном российском обществе.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и систематизировать основные представления о публицистической и журналистской деятельности; критически оценивать публицистические медиатексты; творчески применять основные принципы построения текстов в публицистических жанрах с использованием вербальной, фото-, аудио, видео-, графической знаковой системы; приводить материалы, созданные в публицистических жанрах, в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками по созданию журналистских материалов в публицистических жанрах в условиях отведенного бюджета времени для различных медийных платформ средств массовой коммуникации, с использованием различных знаковых систем (вербальных, фото-, аудио-, видео-, графических).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тенденции развития публицистики в современной России (конец ХХ – начало XXI века)
1.1. Современное состояние отечественной публицистики: проблемы и особенности развития Лекции 3 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
1.2. Публицистическое эссе – колонка по актуальной социально-политической или экономической проблематике Сам. работа 3 20 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
Раздел 2. Публицистический дискурс в современном российском медиапространстве
2.1. Основные параметры анализа публицистического дискурса Лекции 3 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
2.2. Мультимедийные презентации на тему: «Публицистический дискурс в современной России: публицистика, политика, пропаганда» Сам. работа 3 20 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
Раздел 3. Публицисты современной России
3.1. Творчество известных отечественных публицистов: общая характеристика, проблематика публикаций, авторская позиция, жанровые решения Лекции 3 2 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
3.2. Реферат на тему: «Герой нашего времени: поступок в творчестве современного отечественного публициста» (по выбору студента) Сам. работа 3 20 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
3.3. Чтение дополнительной литературы на тему: "История развития публицистики в России Сам. работа 3 20 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3
3.4. Подготовка к зачету Сам. работа 3 18 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышова, Т. В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Кожина, М.Н. Стилистика русского языка : учебник Флинта; Наука, 2008
Л1.3 Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ: учебное пособие Флинта: Наука, 2016 biblioclub.ru
Л1.4 Мансуров А.В. Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ//ЭБС «АлтГУ», 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2235
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: учебное пособие М: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л2.2 В. Е. Чернявская Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия: учеб. пособие М.: Флинта, 2006
Л2.3 Плеханова, Т.Ф. Дискурс-анализ текста: пособие для студентов вузов ТетраСистемс, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78571
Л2.4 Бобровская, Г. Когнитивно-элокутивный потенциал газетного дискурса: ВГСПУ "Перемена", 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429345
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система biblio-online.ru.
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь публицистики и политики в современном российском обществе, а также на особенности творческого процесса при создании публицистических произведений в современных условиях мультимедийной конвергентной редакции для различных знаковых систем в зависимости от типа СМИ. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Самостоятельная работа. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При написании реферата и создании мультимедийной презентации внимательно ознакомьтесь с требованиями к каждому виду работы, указанные в задании.
Эссе. При написании эссе следует обратить внимание на указанные в задании критерии оценки: авторский стиль, правильность оформления, наличие языковых выразительных средств в тексте, авторских оценок, опирающихся на эмпирический материал, цитаты из литературных произведений, исторические факты. Выводы студента должны быть аргументированы и обоснованы.
Зачет. При подготовке к зачету нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется практическое задание, в рамках которого предлагается проанализировать публицистический текст по нескольким параметрам. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.