МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные аудиовизуальные СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.;к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные аудиовизуальные СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомиться с системой современных аудиовизуальных СМИ, овладеть навыками создания мультимедийных текстов для разных медийных платформ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-5 готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности
ПК-2 готовность выполнять различные виды редакционой работы с целью создания медийных проектов повышенной сложности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные проблемы и тенденции развития теории массовой коммуникации и роль СМИ в системе социальных коммуникаций; основные требования к современным медиатекстам, принятые нормы, основные форматы и стили.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные технические средства и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач; выполнять организационно-управленческую функцию в сфере корпоративных СМИ, включать мультимедийные проекты, вести научно-исследовательскую деятельность в области изучения медиаконтента, осуществлять педагогическую, информационно-аналитическую и проектно- аналитическую работу, связанную с разработкой стратегий современных корпоративных СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний в журналистской профессии, организации основных этапов производства медиатекста, его обработки и трансформации в зависимости от требований СМИ разного типа; методологией и методикой работы журналиста как организатора производства и распространения медиатекстов, рекламных и PR-текстов, а также научно-исследовательской работы в области изучения СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный раздел. Современная система СМИ
1.1. Российские средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение) Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Журналист как субъект журналистики Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Процесс конвергенции СМИ Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Информационная и социальная роль мультимедийной журналистики Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Поиск информации об особенностях национальных СМИ (каждому студенту – отдельная страна) и подготовка презентации Сам. работа 1 16 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Особенности создания современного журналисткого продукта
2.1. Технология создания мультимедийного СМИ Практические 1 2 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Роль интернет-СМИ в процессе глобализации информационно-коммуникативног пространства Сам. работа 1 2 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Новые жанры и формы вещания Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Редактирование радио- и телепередач: специфика структуры радио- и телепередач Сам. работа 1 19 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Принципы подготовки текста для аудирования: содержательно –фактический, функционально –стилистический, нормативный аспекты редактирования Сам. работа 1 15 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Работа с аудио-видео материалами
3.1. Подготовка аудио-видео материала Сам. работа 1 20 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Подготовка лонгрида с мультимедийными элементами Практические 1 4 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Доклад о работе радиожурналиста в прямом эфире на примере программы произвольно выбранной радиостанции Сам. работа 1 5 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.4. Специфика применения игровых элементов на современном радио и телевидении на примере выбранной теле/радио программы Сам. работа 1 5 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.5. Зачет 1 4 ОК-3, ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Я. Н. Засурского Средства массовой информации России : учебное пособие Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Сотникова, О.П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитенко, А.А. Основы медиажурналистики : учебное пособие НГТУ, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228794
Л2.2 Немировская, М.Л. Телевидение как среда для реализации продюсерских проектов: монография ЮНИТИ-ДАНА, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446499
Л2.3 Карапетьян, С.С. Проблема «факта и комментария» в журналистском тексте : учебное пособие Лаборатория книги, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140814
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ polpred.com
Э2 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Officе
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
216Д учебный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; аудиомагнитофон репортажный Marantz PMD - 2 шт.; музыкальный центр АЙВА; спутниковая антенна Супрал 0,6 м + 1 спутниковый ресивер Humax VA Ace+телевизор LCD SONY KDL-32U4000; видеомагнитофон "Kim"; DVD-плейер BBK DV 216 SI; DVD-плейер Sony DVP-NS308
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.