МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы науки и журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы науки и журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство с ролью науки в современном обществе, с основными социокультурными проблемами, связанными с научно-техническим прогрессом, и путями их решения; овладение навыками квалифицированного анализа событий и фактов, связанных с научно-технической сферой, и освещения их в средствах массовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-8 готовность к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способность выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области
ПК-4 готовность выявлять и обосновывать актуальные проблемы для медиаисследований, самостоятельно их проводить, разрабатывать методологию, программы, методики, анализировать и презентовать результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.наиболее важные открытия и методологические подходы, кардинально меняющие представления о мире и человеке; содержание дискуссий в современной науке; основные направления медиаисследований, принципы разработки их методологии; основные проблемы в области научного знания и медиаисследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания в журналистской практике, ставить задачу, планировать этапы исследования и выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт; самостоятельно ставить актуальные и перспективные исследовательские задачи, совершенствовать и развивать систему знаний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний в журналистской профессии, организации основных этапов медиаисследования и рядоположных сфер исследования; методиками и информационными технологиями; методиками и правилами организации исследования, методами анализа и интерпретации полученных данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Наука в современном мире
1.1. Многообразие форм знания. Научное, вненаучное и псевдонаучное знание, критерии их отличия. Наука как особый вид знания. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Различные подходы к классификации научного знания. Уровни научного знания Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Научная картина мира. Основные этапы развития научной мысли в Европе. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Подготовить доклад о каком-либо научном открытии «постнеклассического» периода развития науки. Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Подготовить доклад на тему: «Новые этические проблемы как следствия развития биотехнологий» (анализ основных проблем биоэтики). Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Изучить статью: Сноу Ч.-П. Две культуры и научная революция. Написать обзор работы, отвечая в первую очередь на вопросы: ·1 Почему Сноу считает, что две культуры «почти потеряли возможность общаться друг с другом»? ·2 Как он характеризует художественную интеллигенцию и ученых? В чем неадекватность их представлений друг о друге? ·3 К каким последствиям приводит, по мнению Сноу, разобщение «двух культур»? ·4 В чем Сноу видит выход из положения? Сам. работа 1 14 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Особенности современного этапа развития науки .Научно-популярная журналистика
2.1. Соотношение процессов дифференциации и интеграции в науке. Соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания.Возрастающая роль науки в сфере экономики и социально-бытовых условий общественной жизни (новые открытия и технологии). Влияние науки на культуру, искусство, образование.тические проблемы современной науки. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Журналистские методы работы над научной проблематикой. Популяризация научных тем в СМИ. Основные цели, уровни и методы популяризации. Журналист как «переводчик» с научного на обыденный язык. Современные специализированные научно-популярные издания, Интернет-издания. Источники информации для научного журналиста. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Посмотрите научно-популярный фильм (по выбору), подготовьте краткую рецензию, включающую ответы на вопросы: - тема фильма, ее актуальность; - журналистская форма подачи материала, - убедительность и связность аргументов - сочетание популярности и научности в освещении темы (пример: «Квантовая физика и буддизм») Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Найдите и изучите статью, посвященному одному из важнейших направлений медиаисследований. Подготовьте краткую рецензию, включающую ответы на вопросы: - тема исследования, ее актуальность; - убедительность аргументов автора - социальная значимость данной темы и конкретно данной статьи для развития российской журналистики Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Изучить материалы дискуссии «Наука и СМИ: возможно ли взаимопонимание?», опубликованные на сайте Санкт-Петербургского отделения Российского гуманистического общества. Подготовить резюме дискуссии, осветив вопросы: тема, основные аргументы участников, ваша позиция. Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Найти научно-популярную публикацию; дать оценку по параметрам: актуальность темы, стиль и язык изложения; доступность для массового читателя, соотнесение научности и популярности; достаточность иллюстративно-графического материала Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Дать характеристику выбранного научно-популярного журнала (краткая история журнала, оценка его содержательной и композиционно-графической модели, рейтинг, удобство электронной версии, стиль публикаций). Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Дать характеристику выбранного научно-популярного сайта. Осветить тематическое содержание рубрик, оформление, удобство пользования, рейтинг, стиль публикаций. Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Выйти на сайт Клуба научных журналистов, рубрика «Золотой фонд». (http://nauchnik.ru/ Золотой фонд). Выбрать одну из дискуссий и подготовить краткое резюме: тема, основные мнения, ваша позиция Практические 1 2 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Изучить статью Миронова В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал?). Ответить на вопросы: - почему автор считает, что скорость совершающихся открытий, влияющих на жизнь общества и каждого отдельного человека, является важнейшим фактором культуры? - почему, по мнению автора, наука и техника антигуманны? - как характерный для европейской культуры культ рационализма в корне меняет место техники в общекультурном процессе? - почему автор считает, что вера в науку неизбежно приводит к отказу от приоритета общечеловеческих ценностей, которые лежат в основе культуры? Сам. работа 1 15 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Написать реферат на одну из выбранных тем. Сам. работа 1 20 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Посмотреть видеолекцию «Качественная и интересная научная новость: в чем секрет»?. 1) Обратить внимание на развернутые комментарии к основным пунктам по созданию научной новости. 2) Найти пример научной новости и проанализировать ее по выделенным в лекции пунктам. Сам. работа 1 12 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Посмотреть видеолекцию «Сторителлинг для наукоемких проектов». 1) Обратить внимание на данные в лекции рекомендации 2) Найти пример соответствующего научного материала и проанализировать его по выделенным в лекции пунктам. Сам. работа 1 14 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. Написать научно-популярную статью (обзор по выбранной теме), пользуясь рекомендациями, данными в процессе изучения дисциплины (объем до 0, 3 п.л.). Сам. работа 1 14 ОК-4, ОПК-8, ПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. Экзамен 1 27 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фотиева, Ирина Валерьевна Актуальные проблемы науки и журналистики : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/875
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дымова, И. Актуальные проблемы современности и журналистика : учебное пособие ОГУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Свитич, Луиза Григорьевна Введение в специальность. Профессия: журналист : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 Издательство «Юрайт» URL: http://biblio-online.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Операционная система Microsoft Windows 7
2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на виды и уровни научного знания и научной методологии, на тенденции развития науки и на ее роль в современном мир. Изучая вторую часть курса, необходимо сформировать картину многообразных форм популяризации научного знания в современном медиапространстве. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера научно-популярного журналистского материала, следует опираться на базовые положения первой части курса. Анализ научно-популярных интернет-ресурсов (сайтов, электронных версий журналов) должен включать оценки не только с профессионально-журналистской, но и с потребительной стороны (оценивать сайт со стороны пользователя, предлагать свои варианты и т.д.).
Самостоятельная работа. При просмотре рекомендованных мини-видеокурсов по основам научной популяризации следует выбрать для последующего анализа материал, близкий по типу к тому, который рассматривает лектор. В остальном рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует больше времени.
Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности.
Экзамен. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает хорошее знание материала, даваемого на лекциях, и знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно при подготовке к зачету еще раз выполнить эти задания с учетом обсуждений на практических занятиях.