МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные теории массовой коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные теории массовой коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов системное представление о современных теоретических подходах к изучению массовой коммуникации, дать знание современных концепций СМИ, понимание социальной роли журналистики и эффектов воздействия масс-медиа на аудиторию, сформировть навыки критической оценки в журналистской практике и научно-исследовательской деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-1 способность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3 готовность осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Современные теории массовой коммуникации, основные методологические подходы в ее исследовании, классификационные признаки направлений в исследовании коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Адекватно оценивать массово-коммуникационные процессы и эффекты журналисткой деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками научно-критического анализа ситуации, функционирования массовой коммуникации и пракической деятельности журналиста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Понимание социальной сущности массовой коммуникации
1.1. Понимание массовой коммуникации как отражения, репрезентации и интерпретации социальной действительности Лекции 1 5 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Понимание социальной сущности массовой коммуникации Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Теории структуры и функций массовой коммуникации Сам. работа 1 9 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. 2. Теории структуры, функций и дисфункций массовой коммуникации
2.1. Теории осмысления структуры массово-коммуникационного процесса Лекции 1 5 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Теоретическое осмысление функций массовой коммуникации в обществе Практические 1 4 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Теории дисфункций массовой коммуникации Сам. работа 1 8 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. 3.Теории и концепции эффектов массовой коммуникации
3.1. Концепции эффектов массовой коммуникации Практические 1 5 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Работа с терминами Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Теории новостей в СМИ Сам. работа 1 10 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. 4.Модели взаимодействия СМК и государства. Теории нормативно-должного состояния массово-коммуникационных процессов
4.1. Нормативная теория Д. МакКуэйла Практические 1 5 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Теории симуляции и стериотипизации Сам. работа 1 6 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Теории новых медиа Сам. работа 1 10 ОК-3, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Тест Сам. работа 1 4 ОК-3, ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Экзамен 1 27 ОК-3, ОПК-1, ОПК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселёв, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
Л1.2 Романов, А.А. Массовые коммуникации: учебное пособие М. : Евразийский открытый институт, 2010 biblioclub.ru
Л1.3 Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: учебное пособие М.: Аспект-пресс, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 . Е. Л. Вартанова Энциклопедия мировой индустрии СМИ : учеб. пособие для вузов: М. : Аспект Пресс, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.