МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный русский (и родной) язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 212
контроль 36
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 8 8 8 8 16 16
Сам. работа 106 106 106 106 212 212
Часы на контроль 18 18 18 18 36 36
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.;к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современный русский (и родной) язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951) дневная форма обучения

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Е.В. Лукашевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Е.В. Лукашевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Современный русский язык» являются: 1) формирование у студентов- журналистов целостного представления о системе и строе современного русского языка в нормативном и функциональном аспектах на основе представления языковой системы как лингвистической модели и как языковой компетенции носителя русского языка; 2) совершенствование языковой и коммуникативной компетенции будущих журналистов (закрепление навыков нормативного словоупотребления, слово- и формообразования, формирование навыков грамматического анализа синтаксических единиц разного уровня и др.)как части профессиональной культуры; 3) формирование у студентов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-17 способностью эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.В качестве входных знаний данная учебная дисциплина опирается на курс русского языка и культуры речи, пройденный студентами в средней школе, поэтому студенты должны: иметь представление в объеме школьной программы о системе русского языка, ее уровнях и единицах. Они также должны иметь общие представления о смысловых группировках лексики в лексикологии; о классификации морфем и основных способах словообразования; о системе частей речи, синтаксических связей и синтаксических отношений в современном русском языке; понимать роль языковых норм (акцентологических, лексических, грамматических) как регуляторов употребления литературного языка в качестве средства повседневного и профессионального общения и творчества.
3.2.Уметь:
3.2.1.соблюдать фонетические, лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в целом и применительно к практике современных СМИ.Уметь формулировать актуальные темы публикаций, при подготовке журналистских материалов использовать адекватные языковые средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами, стандартами и технологическими требованиями в разных жанрах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками устной и письменной речи, ее нормами и средствами языковой выразительности в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фонетика и акцентология современного русского языка
1.1. Артикуляционные характеристики звуков. Фонетический разбор Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Фонетические законы, действующие в области гласных и согласных звуков Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Фонетические законы, действующие в области гласных и согласных звуков Сам. работа 1 10 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Суперсегментные единицы речи. Интонация Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Транскрибирование и произношение. Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Фоностилистика Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Основные правила эвфонии. Нарушения благозвучия Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Домашний акцентологический тренинг (3 тестов для самостоятельной работы, 300 слов: проверка кодификации по орфоэпическому словарю, проверка градуальности нормы; установлени значений новых для студента слов по толковым словарям; работа над произношением; запоминание кодификации). Отработка 1 теста в неделю Сам. работа 1 18 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Домашняя итоговая контрольная работа, включающая блоки транскрипции, фонетических законов, фонетического разбора Сам. работа 1 18 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.10. Защита контрольной работы Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.11. Экзамен 1 9
Раздел 2. Лексика современного русского языка
2.1. Слово и его номинативная функция. Лексикография в системе наук о языке. Составление лексического минимума (работа со словарями и СМИ) Сам. работа 1 10 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Парадигматические и синтагматические отношения в лексике Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Лексика русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистической Лекции 1 1 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика в современном медиатексте Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Неологизмы, их типы; окказионализмы и их функции Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Пополнение словарного состава русского языка за счет заимствованной лексики Лекции 1 1 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Стилистически маркированная лексика (анализ медиатекста) Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Современное городское просторечие Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.9. Лексический анализ медиатекста: кодификационный аспект Практические 1 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.10. Творческая работа «Анализ функционирования лексических средств в разных типах СМИ» Сам. работа 1 14 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.11. Домашняя итоговая контрольная работа, включающая блоки социолингвистики, лексикографии, лексического разбора Сам. работа 1 12 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.12. Экзамен 1 9 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Морфология современного русского языка
3.1. Морфология в системе лингвистических дисциплин. Предмет и объект морфологии.Учение о частях речи в русском языкознании. Проблемные вопросы и переходные явления в области частей речи.Понятие морфологической категории. Типы категорий. Понятие грамматического значения и грамматической формы. Грамматическая парадигма. Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Общая характеристика именных частей речи Имя существительное как часть речи. Имя Прилагательное как часть речи. Местоимение как часть речи. Числительное Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Общая характеристика именных частей речи Имя существительное как часть речи. Имя Прилагательное как часть речи. Местоимение. Числительное Сам. работа 2 12 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Домашняя работа "Именные части речи" Сам. работа 2 12 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.5. Глагол как часть речи. Вид как несловоизменительная категория глагола. Категория лица глагола. Взаимодействие глагольных категорий. Вопрос о месте причастия и деепричастия в парадигме глагола. Образование и особенности употребления. Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.6. Глагол как часть речи. Вид как несловоизменительная категория глагола. Категория лица глагола. Взаимодействие глагольных категорий. Вопрос о месте причастия и деепричастия в парадигме глагола. Образование и особенности употребления. Сам. работа 2 14 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.7. Глагол как часть речи. Вид как несловоизменительная категория глагола. Категория лица глагола. Взаимодействие глагольных категорий. Причастие и деепричастие Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.8. Наречие как часть речи. Вопрос о категории состояния. Разграничение омонимичных частей речи. Сам. работа 2 10 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.9. Служебные слова в современном русском языке, их основные функции. Переход полнозначных слов в служебные. Вопрос о модальных словах и междометиях в системе частей речи. Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.10. Модальные слова, междометия, служебные части речи Сам. работа 2 8 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.11. Общая типологическая характеристика морфологического строя. Проявление тенденции к аналитизму в современной русской морфологии. Морфол. особенности функциональных разновидностей литер. языка Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.12. Экзамен 2 9 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Синтаксис современного русского языка
4.1. Предмет и задачи синтаксиса. Синтаксические единицы. Структурный, семантический и коммуникативный аспекты синтаксиса Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.2. Предмет и задачи синтаксиса. Синтаксические единицы. Структурный, семантический и коммуникативный аспекты синтаксиса Сам. работа 2 8 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.3. Словосочетание и его типы. Сам. работа 2 10 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.4. Предложение и его грамматические категории. Общая характеристика типов простых предложений по структуре. Структурная схема ПП Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.5. Предложение и его грамматические категории. Общая характеристика типов простых предложений по структуре Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.6. Сложное предложение. Типология сложных предложений Практические 2 2 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.7. Сложное предложение. Типология. Средства синтаксической связи: союзы (сочинительные и подчинительные; синтаксические и семантические), союзные слова, соотносительные местоименные слова, порядок следования частей, соотнесенность видо- временных форм глаголов-сказуемых, специализированные лексические и морфологические элементы Сам. работа 2 12 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.8. Синтаксис текста. Коммуникативная категория автора Сам. работа 2 6 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.9. Активные процессы в синтаксисе современного русского языка Сам. работа 2 6 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.10. Творческая работа: написать текст, с учетом оговоренных в задании характеристик (темы, жанра, объема, формата издания и проч.) Сам. работа 2 8 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.11. Экзамен 2 9 ОК-6, ОПК-17 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Е.И. Дибровой Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2: Морфология. Синтаксис : учеб. пособие М.: Академия ИЦ, 2011
Л1.2 Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 3-е изд., стер.- М. : АСТ, 2004
Л2.2 гл. ред. Н. Ю. Шведова Русская грамматика: Т.1: учеб. поосбие М. : Наука., 1980
Л2.3 гл. ред. Н. Ю. Шведова Русская грамматика: Т.2: учеб. пособие М. : Наука, 1980
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э2 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех gramota.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Современный русский (и родной) язык» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
На лекционных занятиях студенты заочной формы обучения получают методические рекомендации по самостоятельному изучению значительной части учебного материала.
В случае возникновения затруднений студентам рекомендуется обратиться к преподавателю. При необходимости преподаватель рассмотрит на практическом занятии или консультации тему, вызвавшую у студента трудности при самостоятельном изучении материала.

2. Практические занятия.
На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного русского языка.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Современный русский (и родной) язык", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачету в первом семестре и экзамену во втором.
Виды самостоятельной работы:
а) конспектирование источников (1, 2, 3, 4) семестры
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к практическому занятию, преподаватель предлагает студентам алгоритм действий, рекомендует тщательно продумать свое устное выступление.
б) выполнение тестовых заданий (1,2,3,4 семестры)
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.
в) проведение коллоквиума (4 семестр)
Практические занятия могут проводиться в форме беседы со всеми студентами группы или с отдельными студентами. Коллоквиумы проводятся по конкретным вопросам дисциплины. От семинара коллоквиум отличается, в первую очередь тем, что во время этого занятия могут быть опрошены все студенты или значительная часть студентов группы.
В ходе коллоквиума выясняется степень усвоения студентами понятий и терминов по важнейшим темам, умение студентов применять полученные знания для решения конкретных практических задач. Как правило, коллоквиумы проводятся по темам, по которым не запланированы практические занятия.
Для подготовки к коллоквиуму студенты заранее получают у преподавателя задание. В процессе подготовки изучают рекомендованные преподавателем источники литературы, а также самостоятельно осуществляют поиск релевантной информации, а также могут собрать практический материал. Коллоквиум может проходить также в форме ответов студентов на вопросы билета, обсуждения сообщений студентов, форму выбирает преподаватель.
г) подготовка реферата (4 семестр)
Реферат – письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы:
1) Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается студентом по коду зачетной книжки и (или) на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.


2) Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:
 выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;
 сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
 анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
 сообщение о предварительных результатах исследования;
 литературное оформление исследовательской проблемы;
 обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).
Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя: введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования; основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы; заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
3) Поиск и изучение литературы.
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке: знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы; исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу); обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
4) Обработка материала.
При обработке полученного материала автор должен: систематизировать его по разделам; выдвинуть и обосновать свои гипотезы; определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме; уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы; сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования; окончательно уточнить структуру реферата.
5) Оформление реферата.
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику; писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод); соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
Требования к оформлению: наличие титула, 3 страницы текста (компьютерный набор, интервал одинарный, кегль 12). Список использованной литературы, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТа, дать в конце реферата, ссылки в тексте на источник оформлять по типу [Сметанина 2002, с. 104]; [Сметанина 2002, www].
д) Эссе (продуцирование публицистического текста) (4 семестр)
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

4. При реализации учебной дисциплины «Современный русский (и родной) язык» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Экзамен (1, 2, 3, 4 семестры).
Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
Экзамен по дисциплине «Современный русский (и родной) язык» проводится письменно.