МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в сети интернет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 116
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 116 116 116 116
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в сети интернет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Социальное проектирование в сети Интернет» расширяет знания и компетенции студентов в области современных технологий производства и распространения медиаконтена на различных медиаплатформах.
• Целями освоения дисциплины «Социальное проектирование в сети Интернет» являются: формирование у студентов базовых теоретических и практических знаний, необходимых для осуществления задач, связанных с работой в социальных сетях;
• развитие интереса к области использования социальных медиа в деятельности, связанной с коммуникациями, и исследованию процессов в социальных медиа, а также стимулирование творческого подхода к работе в этой области.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-5 готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности
ПК-2 готовность выполнять различные виды редакционой работы с целью создания медийных проектов повышенной сложности
ПК-3 готовность осуществлять организационные, координационные, контролирующие обязанности, текущее планирование в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о новейших достижениях в области культуры, науки, техники и об основных технологических тенденциях развития медиаотрасли; об основных принципах создания современных медиатекстов для разных медийных платформ и требованиях к созданию медиапроектов повышенной сложности.
3.2.Уметь:
3.2.1.наполнять разные медийные платформы мультимедийным текстом; применять полученные теоретические знания на практике; определять типологические, содержательные и технологические особенности того или иного интернет-ресурса; создавать медиапроекты повышенной сложности с учетом специфики интернет-ресурса; планировать, координировать и осуществлять свою деятельность в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.готов выполнять различные виды редакционой работы с целью создания медийных проектов повышенной сложности; владеет навыком контент-анализа содержательного наполнения интернет-ресурсов; навыками создания медиапроектов на разных медийных платформах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальные сети: общая характеристика
1.1. Социальные сети: новый конкурент на конвергированном информационном поле. Виды социальных сетей Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Знакомство с социальными проектами журналистов. Актуальные направления разработанных социальных проектов Практические 2 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Анализ особенностей современных медиатекстов на примере социальных проектов Практические 2 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Анализ возможных теоретико-методологических направлений медиаисследований Сам. работа 2 18 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Взаимодействие социальных сетей со средствами массовой информации
2.1. Место социальных сетей в медиапространстве журналистики. Методы журналистской работы с социальными сетями Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Тема и актуальность научного исследования. Различение понятий «замысла» и «проекта», «проекта» как деятельность и результат. Практические 2 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Анализ практики СМИ Практические 2 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Выбор методов исследования, планирования и организации социального проекта Сам. работа 2 10 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Отбор основных источников литературы для теоретической части проекта Сам. работа 2 15 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. План работы над проектом в сети интернет Сам. работа 2 16 ОК-4, ОПК-5, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Субъекты сетевого коммуницирования в медиапространстве журналистики
3.1. Критический анализ результатов проделанной по дисциплине работы Практические 2 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Обработка эмпирического материала, разработка рекомендаций Сам. работа 2 32 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Выбор темы для самостоятельного исследования, изучение литературы Сам. работа 2 25 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Зачет 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. М.М.Лукиной Интернет-СМИ: Теория и практика: Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сотникова О.В. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
Л2.2 Вылегжанина, А.О. Организационный инструментарий управления проектом : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275276
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение