МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 268
Виды контроля по курсам
курсовой проект: 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 8 8 12 12 20 20
Сам. работа 100 100 168 168 268 268
Итого 108 108 180 180 288 288

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.;ст. преп., Вихрев Л.А.;к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Мнистерства образования и науки РФ 04.08.2014 № 951

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Социальное проектирование в СМИ» являются формирование базовых представлений о принципах и методиках социального проектирования в сфере СМИ, а также практических навыков разработки общественно значимых проектов с выраженной медийной составляющей.
Исходя из этого, основными задачами изучения данной дисциплины являются: ознакомление с понятием социального проектирования в применении к сфере СМИ и с направлениями проективной деятельности журналиста; овладение методами и технологиями социального проектирования; приобретение навыков разработки и реализации социально-медийных проектов и привлечения к сотрудничеству со СМИ представителей различных организаций и сегментов общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-4 способностью разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методику работы с различными мультимедийными форматами сетевого контента, принципы и методику разработки медиапроектов
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с информацией в мультимедийной среде, адаптировать информацию для различных мультимедийных платформ, анализировать и моделировать медиапроекты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками медиапроектирования, навыками работы с онлайновыми интернет-ресурсами, позволяющими создавать материалы в различных мультимедийных жанрах,

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальное проектирование в журналистике. Профессионально-ориентационные проекты в сфере журналистики, привлечение молодежи к журналистскому образованию
1.1. Специфика социального проектирования в России: зарождение, развитие, функционирование Практические 3 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Социальный проект как прецедент решения социальной проблемы Практические 3 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Цели и задачи социальных проектов Практические 3 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Анализ СМИ, содержащих социальную информацию как источников информации Сам. работа 3 60 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Механизмы проведения социальной акции Практические 3 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. просмотр видеороликов федеральных и региональных журналистов Сам. работа 3 40 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Социальный заказ: механизмы формирования, распределения и реализации Практические 3 1 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Реализация проектов, направленных на решение социальных проблем с помощью средств массовой информации
2.1. Социальная ответственность бизнеса за рубежом и в России Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Социальная журналистика Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Работа с источниками, сбор информации, создание авторского текста в реальном времени Сам. работа 4 50 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Социальная проблематика в современных средствах массовой информации Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Социальная и рыночная реклама Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Модель и план социального проекта Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Презентационный материал для реализации социального проекта Практические 4 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Просмотр и анализ видеороликов социальной рекламы, созданных для телеэфира, и прослушаивания аудиороликов, звучащих в радиоэфире Сам. работа 4 50 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Ролевые игры Сам. работа 4 68 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Курсовой проект (тема разрабатывается в ходе посещения студентами практических занятий и выполнения самостоятельной работы).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста : Учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2011
Л1.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бузин, В.Н. Медиапланирование: теория и практика : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114785
Л2.2 А. Черных Мир современных медиа: Издательский дом «Территория будущего», 2007 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84955
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций silamedialab.ru
Э3 Ассоциация корпоративных медиа России www.corpmedia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
PowerPoint
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Для курсового проекта предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение