Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 68 | 68 | 68 | 68 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "социология" являются освоение основного теоретико-методологического содержания социологической области научного знания и закономерностей, объясняющих наиболее значимые явления и процессы общественной жизни. Задачи курса – изучение социально-исторических условий и теоретических предпосылок социологии, ее объекта, предмета, методов исследования; общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; личности как субъекта общественной жизни; социальных институтов и организаций; способов и форм социальной регуляции; форм и видов социального контроля; социальной стратификации и мобильности общества; теоретического инструментария анализа процессов социальной стратификации и социальной мобильности в современной России; видов социальных общностей и социальных групп; социальных конфликтов, напряженности и социальных массовых движений; основных этапов культурно-исторического развития общества, механизмов и форм социальных изменений; основных тенденций макросоциальных изменений современности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способность использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности |
ОК-7 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-10 | способность учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | объект, предмет, место социологии в системе других наук об обществе, основные понятия социологии и методы социологического исследования, типологию, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуру социальных институтов и организаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте социальных проблем, понимать социальную проблему, видеть ее социальные корни и последствия, т.е. научиться социологическому мышлению. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками интерпретации социальных явлений, технологиями определения структурных элементов общества и закономерностей их функционирования, навыками сравнительного анализа общественных явлений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии | ||||||
1.1. | Социальные условия возникновения социологии как новой науки об обществе. | Лекции | 6 | 4 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Изменение типа социального развития в Европе в середине VIII – начале XIX веков. Переход от традиционного общества к обществу индустриальному.Естественнонаучные предпосылки создания «социальной физики» и «социальной органикиСоциальные условия возникновения социологии как новой науки об обществе. Изменение типа социального развития в Европе в середине VIII – начале XIX веков. Переход от традиционного общества к обществу индустриальному.Естественнонаучные предпосылки создания «социальной физики» и «социальной органики | Практические | 6 | 4 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Работа с терминами | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Индивидуальное домашнее задание | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Социология как наука. Методы социологии | ||||||
2.1. | Понятие объекта науки, классификация наук по объекту. знания.Микро- и макросоциология. Функции социологии.Методы социологического исследования общества. Современные социологические теории | Лекции | 6 | 4 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Специфика естественнонаучного, социального и гуманитарного знания. Предмет науки. Понятие научной парадигмы, полипарадигмальность социологии. Социология в системе наук об обществе. Структура социологического | Практические | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Доклад "Социология как наука. Методы социологии" | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Терминологический диктант | Сам. работа | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Диалектика личности и общества. Культура как нормативно-регулятивная система | ||||||
3.1. | Общество как надприродная среда, понятие «социальное». Основные признаки социального. Социальные структуры и сферы жизни общества. Общество как субъект общественной жизни. Диалектика общества и личности. | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Понятия «человек», «индивид», «личность». Сущностные черты человека, характеристики личности. Культура как регулятивная система. | Практические | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Индивидуальное домашнее задание | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Тест | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Социальные статусы и социальные роли, социализация личности. Социальный контроль | ||||||
4.1. | Социологическая концепция социальных статусов. Виды статусов: предписанные и приобретенные. Генеральный статус личности. Ролевые теории личности. Соотношение социального статуса и социальной роли.Социальный контроль, его составляющие. | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Чтение дополнительной литературы | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Социальные институты и социальные организации. Процессы институционализации в обществе | ||||||
5.1. | Понятие «социальный институт». Институты как элементы социальной структуры. Структура социальных институтов, виды и типы институтов общественной жизни. | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Понятие социальной организации. Процесс институционализации сфер общественной жизни, его этапы и необходимые условия | Практические | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Социальные группы как элементы социальной структуры | ||||||
6.1. | Понятие «социальная группа». Связующая и опосредующая роль социальной группы в системе «личность – общество». Социально-групповая структура общества. Факторы, определяющие формирование социальных групп. Типология социальных групп | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 7. Социальная стратификация и социальная мобильность | ||||||
7.1. | Социальная стратификация как система неравенств в обществе. Понятия социальной дифференциации и социальной иерархии. Исторические стратификационные группы: касты, сословия, классы. Понятие «страта». Социальная стратификация и социальная структура. Основания и типы социальных стратификаций. | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
7.2. | Социальная мобильность: понятие, виды, детерминанты мобильности. Индивидуальная и групповая мобильность, социальные «лифты» и социальные «барьеры» | Практические | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 8. Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и постсоветской России | ||||||
8.1. | Социологические теории классов в России. Социальная дифференциация и социальная структура в советском обществе. Теория образования советской номенклатуры М.Восленского. Номенклатура и правящий класс. Социальное расслоение в постсоветском обществе.Основания и механизмы социальной мобильности в советском и постсоветском обществе | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
8.2. | Мультимедийные презентации на тему "Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и постсоветской России" | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 9. Социальные конфликты, социальная напряженность, социальные движения | ||||||
9.1. | Определение понятия «социальный конфликт». Противоречие и конфликт. Конфликтология как отрасль социологического знания.Субъекты конфликта. Виды конфликтов. Структурная и процессуальная модели социальных конфликтов. | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
9.2. | Особенности социально-экономических, социально-политических, национально-этнических и конфессиональных конфликтов в современной России. Источники социальной напряженности. Массовые действия, формы массового протеста | Лекции | 6 | 2 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
9.3. | Сообщение на тему "Социальные конфликты, социальная напряженность, социальные движения" | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
9.4. | Терминологический диктант | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 10. Социальные изменения. Социокультурная динамика современности, Мировая система и процессы глобализации | ||||||
10.1. | Доклад на тему "Социальные изменения. Социокультурная динамика современности, Мировая система и процессы глобализации" | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
10.2. | Определение социальных изменений. Социальное развитие, его типы и виды: прогресс, регресс, эволюция, революция. Промышленные и научные революции, политические перевороты. Социальные революции и реформы. Социальная динамика общества. Процессы социокультурной глобализации в современном мире | Практические | 6 | 4 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
10.3. | Тест | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-3, ОК-7, ОПК-10 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравченко А.И. | Социология: учебник | М.: Юрайт, 2011 | |
Л1.2 | Т. А. Семилет | Социология: что надо знать об обществе : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3449 |
Л1.3 | Кухарчук, Д. В. | Социология : учебное пособие для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. А.Ю. Мягкова | Социология. Основы общей теории : учебное пособие | М. : Флинта, 2016 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70385 |
Л2.2 | под ред. В.К. Батурина | Социология: учебник | М. : Юнити-Дана, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436822 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ассоциация корпоративных медиа России | www.corpmedia.ru | ||
Э2 | ВЦИОМ: системный исследовательско-консалтинговых подход | wciom.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
OpenOffice, Adobe Acrobat Reader 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Практические задания оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle. Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle. 81-100% ответов правильны, существенных ошибок нет, тест пройден своевременно - отлично 65-80% ответов правильны, или 81-100% ответов правильны , но тест выполнен несвоевременно- хорошо а) тест выполнен своевременно; 51-65% ответов правильны, б) 65-80% ответов правильны, но тест выполнен несвоевременно удовлетворительно тест выполнен несвоевременно; менее 50% ответов правильны - неудовлетворительно 1. При данной системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, оцениваются в баллах. Оценка качества работы в данной системе является накопительной и используется для оценивания системной работы студентов в течение всего периода обучения 2. Результаты работы студентов фиксируются преподавателем в журнале успеваемости. По итогам работы в семестре студент может получить максимально 100 баллов. 3. Оценку студент получает в зависимости от набранной суммы баллов в течение семестра. 4. Итого: 100 баллов – максимально и 50 балл – минимально. |