МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата). Утвержден 07.08.2014 г. № 951

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "социология" являются освоение основного теоретико-методологического содержания социологической области научного знания и закономерностей, объясняющих наиболее значимые явления и процессы общественной жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук
ОК-7 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-10 способностью учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет, место социологии в системе других наук об обществе, основные понятия социологии и методы социологического исследования, типологию, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуру социальных институтов и организаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте социальных проблем, понимать социальную проблему, видеть ее социальные корни и последствия, т.е. научиться социологическому мышлению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками интерпретации социальных явлений, технологиями определения структурных элементов общества и закономерностей их функционирования, навыками сравнительного анализа общественных явлений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии
1.1. Социальные условия возникновения социологии как новой науки об обществе. Изменение типа социального развития в Европе в середине VIII – начале XIX веков. Переход от традиционного общества к обществу индустриальному.Естественнонаучные предпосылки создания «социальной физики» и «социальной органики» Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Работа с терминами Сам. работа 3 2 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Социология как наука. Методы социологии
2.1. Понятие объекта науки, классификация наук по объекту. Специфика естественнонаучного, социального и гуманитарного знания. Предмет науки. Понятие научной парадигмы, полипарадигмальность социологии. Социология в системе наук об обществе. Структура социологического знания.Микро- и макросоциология. Функции социологии.Методы социологического исследования общества. Современные социологические теории Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Доклад на тему: "Социология как наука. Методы социологии" Сам. работа 3 1 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Диалектика личности и общества. Культура как нормативно-регулятивная система
3.1. Общество как надприродная среда, понятие «социальное». Основные признаки социального. Социальные структуры и сферы жизни общества. Общество как субъект общественной жизни. Диалектика общества и личности. Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Понятия «человек», «индивид», «личность». Сущностные черты человека, характеристики личности. Культура как регулятивная система. Сам. работа 3 4 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Индивидуальное домашнее задание Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Социальные статусы и социальные роли, социализация личности. Социальный контроль
4.1. Социологическая концепция социальных статусов. Виды статусов: предписанные и приобретенные. Генеральный статус личности. Ролевые теории личности. Соотношение социального статуса и социальной роли.Социальный контроль, его составляющие. Лекции 3 2 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Чтение дополнительной литературы Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Социальные институты и социальные организации. Процессы институционализации в обществе
5.1. Понятие «социальный институт». Институты как элементы социальной структуры. Структура социальных институтов, виды и типы институтов общественной жизни. Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
5.2. Понятие социальной организации. Процесс институционализации сфер общественной жизни, его этапы и необходимые условия Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Социальные группы как элементы социальной структуры
6.1. Понятие «социальная группа». Связующая и опосредующая роль социальной группы в системе «личность – общество». Социально-групповая структура общества. Факторы, определяющие формирование социальных групп. Типология социальных групп Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Социальная стратификация и социальная мобильность
7.1. Социальная стратификация как система неравенств в обществе. Понятия социальной дифференциации и социальной иерархии. Исторические стратификационные группы: касты, сословия, классы. Понятие «страта». Социальная стратификация и социальная структура. Основания и типы социальных стратификаций. Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.2. Социальная мобильность: понятие, виды, детерминанты мобильности. Индивидуальная и групповая мобильность, социальные «лифты» и социальные «барьеры» Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 8. Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и постсоветской России
8.1. Социологические теории классов в России. Социальная дифференциация и социальная структура в советском обществе. Теория образования советской номенклатуры М.Восленского. Номенклатура и правящий класс. Социальное расслоение в постсоветском обществе.Основания и механизмы социальной мобильности в советском и постсоветском обществе Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
8.2. Мультимедийные презентации на тему "Социальная стратификация и социальная мобильность в СССР и постсоветской России" Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 9. Социальные конфликты, социальная напряженность, социальные движения
9.1. Определение понятия «социальный конфликт». Противоречие и конфликт. Конфликтология как отрасль социологического знания.Субъекты конфликта. Виды конфликтов. Структурная и процессуальная модели социальных конфликтов. Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
9.2. Особенности социально-экономических, социально-политических, национально-этнических и конфессиональных конфликтов в современной России. Источники социальной напряженности. Массовые действия, формы массового протеста Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
9.3. Сообщение на тему "Социальные конфликты, социальная напряженность, социальные движения" Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 10. Социальные изменения. Социокультурная динамика современности, Мировая система и процессы глобализации
10.1. Определение социальных изменений. Социальное развитие, его типы и виды: прогресс, регресс, эволюция, революция. Промышленные и научные революции, политические перевороты. Социальные революции и реформы. Социальная динамика общества. Процессы социокультурной глобализации в современном мире Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1
10.2. Доклад на тему "Социальные изменения. Социокультурная динамика современности, Мировая система и процессы глобализации" Сам. работа 3 6 ОК-3, ОПК-10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко А.И. Социология: учебник М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Т. А. Семилет Социология: что надо знать об обществе : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3449
Л1.3 Кухарчук, Д. В. Социология : учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А.Ю. Мягкова Социология. Основы общей теории : учебное пособие М. : Флинта, 2016 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70385
Л2.2 под ред. В.К. Батурина Социология: учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436822
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

2. Практические задания оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях.
3. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle.
4. За выполнение задания студент может получить максимально 20 баллов.
5. Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle.
81-100% ответов правильны, существенных ошибок нет, тест пройден своевременно - отлично
65-80% ответов правильны, или 81-100% ответов правильны , но тест выполнен несвоевременно- хорошо
а) тест выполнен своевременно; 51-65% ответов правильны, б) 65-80% ответов правильны, но тест выполнен несвоевременно удовлетворительно
тест выполнен несвоевременно; менее 50% ответов правильны - неудовлетворительно
6. При данной системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, оцениваются в баллах. Оценка качества работы в данной системе является накопительной и используется для оценивания системной работы студентов в течение всего периода обучения
7. Результаты работы студентов фиксируются преподавателем в журнале успеваемости. По итогам работы в семестре студент может получить максимально 100 баллов.
8. Оценку студент получает в зависимости от набранной суммы баллов в течение семестра.
9. Итого: 100 баллов – максимально и 50 балл – минимально.