МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Социология журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ 04.07.2014 №951

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины – дать студентам представление о социологии журналистики как теоретической и эмпирической дисциплине.
Задачи изучения дисциплины:
а) познакомить с основными социологическими теориями, направлениями и методами изучения журналистской деятельности;
б) научить практическому применению социологических методик в эмпирических исследованиях СМИ и журналистском творчестве;
в) содействовать формированию социологического мышления как важной составляющей профессиональной культуры журналиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ
ОПК-9 способностью базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним
ОПК-10 способностью учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет, место социологии в системе других наук об обществе, основные понятия социологии и методы социологического исследования, типологию, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуру социальных институтов и организаций
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте социальных проблем, понимать социальную проблему, видеть ее социальные корни и последствия,. научиться социологическому мышлению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками интерпретации социальных явлений, технологиями определения структурных элементов общества и закономерностей их функционирования, навыками сравнительного анализа общественных явлений и исследования общественного мнения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология журналистики как научная дисциплина
1.1. Сходство и различие социологии и журналистики. Специфика социологического мышления. Социология журналистики в системе социогуманитарного знания. Объект и предмет социологии журналистики. Теоретический и эмпирический уровни социологии журналистики. Функции социологии журналистики. Возникновение и пути развития социологии журналистики. Основные направления социологических исследований СМИ: 1) исследование аудитории; 2) исследование воздействия СМИ на аудиторию, 3) исследование содержания СМИ, 4) исследование коммуникатора. Лекции 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Социология журналистики как научная дисциплина. Основные направления социологических исследований СМИ: 1) исследование аудитории; 2) исследование воздействия СМИ на аудиторию, 3) исследование содержания СМИ, 4) исследование коммуникатора. Сам. работа 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Возникновение и пути развития социологии журналистики: научные, идеологические и экономические предпосылки ее формирования; становление и динамика развития западной социологии журналистики; отечественная традиция исследований СМИ. Основные направления социологических исследований СМИ. Сам. работа 4 4 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Журналистика как социальный институт общества
2.1. Социальная система и коммуникация. Коммуникатор, информатор, медиатор, реципиент как участники информационного взаимодействия. Социальные функции средств массовой информации. Журналистика и демократия. Проблема свободы СМИ как отражение социальных противоречий в обществе. Сам. работа 4 4 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Изменение роли аудитории в процессе демократизации общества: от объекта воздействия до участника информационного обмена. Социальные эффекты деятельности СМИ на социетальном, групповом и индивидуальном уровнях. Сам. работа 4 6 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Социологическое исследование СМИ: проектирование и организация
3.1. Эмпирическое социологическое исследование как процесс сбора, обработки и анализа социальных фактов. Виды социологических исследований. Программа социологического исследования (предназначение, содержание и структура). Лекции 4 1 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Основные пункты программы количественного исследования: 1) определение проблемной ситуации, обоснование ее актуальности; 2) анализ степени изученности проблемы; 3) выделение объекта и предмета исследования; 4) формулировка целей и задач исследования; 5) уточнение и интерпретация основных понятий в контексте избранной парадигмы; 6) предварительный системный анализ объекта исследования; 7) выбор стратегического плана исследования; 8) выдвижение рабочих гипотез; 9) определение методов исследования; 10) обоснование выборки исследования; 11) разработка первичного инструментария исследования; 11) определение методов обработки и анализа данных. Сам. работа 4 8 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Характеристика рабочего плана теоретико-прикладного исследования. Особенности проектирования и организации практически-прикладного исследования. Сам. работа 4 4 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Количественные методы в социологии журналистики
4.1. Метод социологического наблюдения: специфика, виды, достоинства и ограничения. Возможности применения наблюдения в исследованиях СМИ и журналистской деятельности. Контент-анализ как метод анализа медиатекста. Разработка классификатора контент-анализа. «Плюсы» и «минусы» контент-анализа. Возможные направления контент-анализа СМИ. Сам. работа 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Опросные методы исследования СМИ. Анкетирование и стандартизованное интервью. Опросы общественного мнения. Экспертный опрос. Эксперимент как метод изучения медиавоздействия: логика, требования, виды и модели. Проблема валидности эксперимента. Экспериментальные исследования в сфере массовой коммуникации. Сам. работа 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Метод социологического наблюдения. Контент-анализ как метод анализа медиатекста. Опросные методы исследования СМИ. Эксперимент как метод изучения медиавоздействия. Тестирование в исследованиях аудитории. Сам. работа 4 4 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Качественные методы в социологии журналистики
5.1. Общая характеристика качественной методологии, сфера ее применения в социологии и журналистике. Основные тактики качественного исследования: case stady, этнографическое исследование, историческое исследование, история жизни, история семьи, восхождение к теории. Методы сбора информации в качественном исследовании: наблюдение, глубинное интервью, фокус-группа, анализ личных документов. Лекции 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Специфика глубинного интервью и его виды. Составление путеводителя интервью. Влияние интервьюера. Самоограничения интервьюера. Фокус-группы и их применение в сфере СМИ. Организация и проведение фокус-групп, основные техники фокус-группового интервью. Сам. работа 4 4 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.3. Фокус-группа, ее организация и проведение. Различные подходы к проведению фокус-групп; основные техники. Требования к модератору фокус-группы. Работа с «проблемными» респондентами. Оформление результатов фокус-группы. Возможности использования фокус-групп в маркетинговых исследованиях СМИ. Сам. работа 4 4 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Социологические исследования аудитории и эффектов воздействия СМИ
6.1. Понятие «массовой аудитории» и ее признаки. Потенциальная, реальная и целевая аудитория. Необходимость социологических исследований аудитории СМИ. Количественные и качественные характеристики аудитории. Построение типологий аудитории. Аудиториометрия. Специфика аудиторий печатных и электронных СМИ. Методы измерения и исследования аудитории СМИ: телефонные опросы, дневниковая панель, «people meter», фокус-группы, анкетирование, тестирование. Лекции 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.2. Типология эффектов СМИ. Методология исследования восприятия и интерпретации сообщений СМИ аудиторией. Направления и методы изучения воздействия СМИ на сознание и поведение аудитории. Сам. работа 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.3. Основные параметры аудитории телеканала. Методы измерения и исследования аудитории СМИ: телефонные опросы, дневниковая панель, «people meter», фокус-группы, анкетирование, тестирование. Исследовательские кампании, проводящие замеры аудитории. Сам. работа 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Социологические исследования сообщений СМИ
7.1. Метод контент-анализа СМИ. Дискурс-анализ медиатекстов. Интенциональный анализ текстов СМИ. Семиологический анализ текстов СМИ. Экспертная оценка содержания СМИ. Сам. работа 4 4 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
7.2. Специфика контент-анализа печати, радио, телевидения, Интернета, рекламы и фотографии. Контент-аналитическое исследование откликов аудитории. Семиологический анализ текстов СМИ. Применение семиологического подхода в исследованиях рекламы, кино, ТВ-программ. Сам. работа 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Социологические исследования коммуникатора
8.1. Актуальность социологического изучения журналистского сообщества. Основные направления исследований коммуникатора. Значение социологических исследований журналистского образования. Сам. работа 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
8.2. Методики психологического исследования коммуникатора. Маркетинговые исследования СМИ как необходимое условие эффективного медиа-менеджмента. Сам. работа 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Социологические публикации в прессе
9.1. Каналы поступления социологической информации в СМИ. Основные требования к публикации социологических данных. Приемы изложения результатов социологического исследования в печатных и электронных СМИ. Проблемы журналистской интерпретации социологических данных. Лекции 4 1 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
9.2. Особенности освещения опросов общественного мнения в ходе предвыборной кампании. Значение социологической подготовки для журналистской практики. Сам. работа 4 2 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
9.3. Зачет 4 4 ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фомичева, Ирина Дмитриевна Социология СМИ: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2007
Л1.2 Сидоров, В.А. 10 Рассуждений о социологии журналистики : учебное пособие Петрополис, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255091
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В.К. Батурина Социология : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436822
Л2.2 сост. Т. А. Семилет Социология: что надо знать об обществе : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт научной библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Лань» www.lib.asu.ru
Э3 ЭУМКД "Социология журналистики" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические задания оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle.
Зачет производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов или же претендует на более высокую оценку, он отвечает устно на вопросы, включенные в билет. В билет включено два теоретических вопроса и практическое задание. На ответ студенту отводится 35 минут. За ответ на вопросы студент может получить максимально 20 баллов. Эти баллы суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется: при наборе не менее 50 баллов =- «зачтено», менее 50 баллов – «не зачтено».