Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 55 | 55 | 55 | 55 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Дисциплина «Экономика и менеджмент СМИ» предназначена для формирования у студента общих представлений о принципах экономического функционирования СМИ, современном состоянии медиаиндустрии в России и за рубежом, ключевых законах медиаэкономики, экономических особенностях различных сегментов рынка СМИ (газетного, журнального, радио, телевидения, онлайновых СМИ), основных видах медиапредприятий и моделях их развития, специфических особенностях медиаменеджмента. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ОПК-11 | способностью учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах и источниках формирования бюджета медиапредприятий, их финансовой и ценовой политике), основ менеджмента в СМИ; способность участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, канала, передачи и пр.), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект; обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта; ориентироваться в экономических аспектах функционирования СМИ (процесс и источники формирования бюджета газетных или журнальных редакций, теле-, радиокомпаний, финансовая и ценовая политика, рекламная деятельность и т.п.); учитывать экономическую составляющую в своей профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Выработка навыков самостоятельного анализа экономической ситуации на рынке СМИ; определение способов повышения экономической эффективности; выполнять менеджерские функции в рамках должностных обязанностей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экономическая природа СМИ | ||||||
1.1. | Понятия «СМИ» и «медиа», «медиасистема», «медиарынок», «медиакомпания», «медиакапитал». | Лекции | 5 | 1 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | SWOT-анализ одного из информационных ресурсов Алтайского края | Сам. работа | 5 | 10 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Специфика рынка СМИ | ||||||
2.1. | СМИ в экономической системе страны. Географический рынок СМИ. Конвергенция и мультимедиа. | Лекции | 5 | 2 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | медиаплан продвижения нового гаджета на медиарынке Алтайского края | Сам. работа | 5 | 15 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Экономические особенности печатных СМИ | ||||||
3.1. | Печатный сектор на медиарынке. Особенности газетной индустрии. Структура газетного рынка. | Лекции | 5 | 1 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Структура журнального рынка.Сегмент специализированных журналов (В2В, В2С, В2Р).Крупнейшие издательские дома России и зарубежных стран. Рынок книгоиздания. | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Экономические особенности электронных СМИ | ||||||
4.1. | Телевизионный сектор на медиарынке. Ведущие телекомпании России и зарубежных стран. Рынок кино. Технологии радио-вещания. Интернет и сетевые технологии. Экономика мобильных медиа. | Лекции | 5 | 1 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Виды телевизионных программ и типы программирования. Радийный сектор на медиарынке. Форматы радиостанций и типы программирования. | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Финансирование медиапредприятия | ||||||
5.1. | Бюджет медиапредприятия. Распределение рекламных доходов между различными видами СМИ. Основные показатели медиапланирования. | Лекции | 5 | 2 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Концепцию бизнес-плана для нового СМИ Алтайского края | Сам. работа | 5 | 15 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Управление медиапредприятием | ||||||
6.1. | Профессии медиаиндустрии. Взаимоотношения «собственник – менеджмент – сотрудники». | Лекции | 5 | 1 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Профессии медиаиндустрии. Взаимоотношения «собственник – менеджмент – сотрудники». | Сам. работа | 5 | 3 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | -Структура медиапредприятия. Органы управления медиапредприятия. Базовые методы медиамаркетинга и анализ рынка. | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-4, ОПК-11 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.4. | Экзамен | 5 | 9 | Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Вартанова Е.Л. | Медиасистема России: учебное пособие | Аспект Пресс, 2017 | |
Л1.2 | Вартанова Е.Л. | Основы медиабизнеса: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2009 | |
Л1.3 | Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. | Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Блюмин, А.М. | Мировые информационные ресурсы : учебное пособие | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Киселёв, А.Г. | Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Polpred.com: Обзор СМИ. | polpred.com | ||
Э2 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э3 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Officе Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |