Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Теория и методика журналистского творчества |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ТиМЖТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор
1.1. | Целями освоения дисциплины являются: ознакомить магистрантов с философскими основами науки и журналистики, соотнести наиболее значимые философские и общенаучные парадигмы с развитием журналистики как научной дисциплины; дать представление об онтологических, гносеологических, социономных (праксиологических), аксиологических, синергетических аспектах журналистики как социоинформационной системы |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий |
ОПК-3 | готовность осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теорию систем массовой коммуникации и теорию медиасистем, принципы и функции их деятельности, специфику производства контента, основные факторы становления и развития, отечественные и зарубежные концепции медиасистем, особенности функционирования медиасистем различных типов в условиях конвергенции медиатехнологий и глобализации коммуникации; историю становления медисистем, основные факторы их организации и деятельности, специфику современного состояния в эпоху конвергенции медиатехнологий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности); самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий; самостоятельно определить факторы становления медиасистем того или иного типа, спрогнозировать тенденцию их развития, эффективность функционирования в данной политико-экономической ситуации; определять факторы унификации и самобытного развития медиасистем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами философско-научного анализа, в том числе в применении к сфере журналистики и связанных с ней исследований; самостоятельной научно-исследовательской работы, анализа литературы по теме, разработки программы научного исследования, выбора методов исследования, проведения теоретического и эмпирического исследования, проанализировать его, сделать выводы, значимые для практического использования, подготовить публикацию по итогам исследования; создать содержательную презентацию выполненной логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы; соблюдать форму научного исследования; пользоваться глобальными информационными ресурсами; владеть современными средствами телекоммуникаций; использовать основные и прикладные программные средства; обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса; создать содержательную презентацию выполненной работы; навыками анализа динамики развития и содержательного наполнения деятельности медиасистем в исторической ретроспективе, ориентироваться в современных проблемах взаимодействия медиасистем в условиях конвергенции медиатехнологий . Умеет применить в практической деятельности полученные знания. Владеет методами научного анализа тенденций развития медиасистем |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. «Философия науки, её место в истории философии и науки» | ||||||
1.1. | Философия науки, её место в истории философии и науки | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.2. | Философия науки, её место в истории философии и науки | Практические | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.3. | «Основные темы и проблемы философии науки» | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.4. | «Основные темы и проблемы философии науки» | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.5. | Научная картина мира, её становление | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.6. | Научная картина мира, её становление | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.7. | Место журналистики в социогуманитарном познании | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.8. | Место журналистики в социогуманитарном познании | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Социально-философский феномен журнализма | ||||||
2.1. | Социально-философский феномен журнализма | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Социально-философский феномен журнализма | Практические | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Журнализм и журналистика в системе научного знания | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Журнализм и журналистика в системе научного знания | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Информационная и коммуникационная сущность современного журнализма | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Информационная и коммуникационная сущность современного журнализма | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Media turn» – медиальный поворот и социальная реальность новых медиа | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.8. | Media turn» – медиальный поворот и социальная реальность новых медиа | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности | ||||||
3.1. | Онтология журналистики | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.2. | Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.3. | Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.4. | Гносеология журналистики | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 4. Основные парадигмы журналистской деятельности: социокультурная парадигма современного журнализма | ||||||
4.1. | Социокультурная парадигма современного журнализма | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
4.2. | Персонологический поворот» в медиакоммуникации как фактор трансформации «классической» парадигмы журналистики | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
4.3. | Роль масс-медиа как антропологического института общества | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
4.4. | Основные парадигмы журналистской деятельности: социокультурная парадигма современного журнализма | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 5. Журнализм и журналистика в свете постнеклассической философии | ||||||
5.1. | От «Галактики Гутенберга – к Галактике Интернет | Практические | 2 | 0 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
5.2. | От «Галактики Гутенберга – к Галактике Интернет | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
5.3. | Постмодернизм и сетевое общество: новая структура коммуникативного опыта | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
5.4. | Журнализм как синергетический феномен | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
5.5. | Журнализм и журналистика в свете постнеклассической философии | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
5.6. | Реферат, ответ на вопросы теста | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-4, ОПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
5.7. | Экзамен | 2 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мансурова В.Д. | Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации: монография | Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2002 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | под ред. С. А. Лебедева | Философия науки. Общий курс : учеб. пособие для вузов | Академ. Проект, 2010 | |
Л1.3 | Ушаков, Евгений Владимирович | Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов | КноРус, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. В. Черданцева | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Рузавин, Г.И. | Философия науки: учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114561 |
Л2.3 | Мандель, Б.Р. | Некоторые актуальные проблемы современной науки : учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э2 | Электронное научное издание «Медиаскоп» | www.mediascope.ru | ||
Э3 | Polpred.com: Обзор СМИ. | polpred.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Реферат - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |