Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 115 | 115 | 115 | 115 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Формирование у студентов-журналистов сознательного отношения к развитию и совершенствованию индивидуальных голосовых и дикционных навыков, необходимых для публичного выступления. Способствовать формированию аналитико-синтаксической деятельности студентов путем развития их логического мышления и создания теле-радио материалов разных жанров с учетом стандартов принятых в СМИ. Мастерство эфирного выступления - искусство, имеющее свои специфические особенности, требующие определенных речевых данных и способностей, специальных знаний и умений. Задачи курса. Выработать навыки выразительного «разговорного чтения» на основе знания законов логики речи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОК-6 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОПК-17 | способностью эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности |
ПК-3 | способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные особенности эффективной коммуникации на русском языке в устной форме; лексические, грамматические и стилистические нормы; способен анализировать и оценивать нормы устной медиаречи; требования к стандартам, форматам и стилям аудиовизуальных СМИ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять знание основных особенностей эффективной коммуникации на русском языке в устной форме в профессиональной деятельности; пользоваться стандартными единицами разных уровней языка и средствами звуковой выразительности русского языка в профессиональной коммуникации; пользоваться стандартными единицами и средствами выразительности звучащей речи в профессиональной коммуникации; определять тему, идею, жанр и формат теле- или радиосюжета; анализировать, оценивать и редактировать аудиовизуальные медиатексты в соответствии с технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | нормами и средствами выразительности устной речи в процессе профессиональной коммуникации, журналистской деятельности; навыками анализа, оценки и редактирования сюжетов и уровня «разговорного чтения» сокурсников, определяет и фиксирует свои интонационные недостатки; лексическими, грамматическими, семантическими, стилистическими нормами и средствами выразительности звучащей речи в процессе профессиональной журналистской деятельности; способен использовать приемы эффективной коммуникации на русском языке в устной форме в профессиональной деятельности для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Дыхание и голос | ||||||
1.1. | Освобождение голоса.Понятие «голосовой опоры». Постановка речевого дыхания. Освоение носового дыхания. Опора дыхания | Практические | 1 | 2 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Дыхательный и голосовой тренинг. Освоить носовое и фонационное дыхание. Составить индивидуальный дыхательно-голосовой тренинг | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Артикуляция и дикция | ||||||
2.1. | Дикция Произношение звонких / глухих сложных звукосочетаний типа «пти – бди…, кпти – гбди…, фти – вди… и т.д.» | Практические | 1 | 2 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Артикуляция свистящих и шипящих звуков. Диагностика индивидуальных дикционных недостатков. Артикуляция сонорных звуков и их звукосочетаний (рли – рлы…, лри – лры… и т.д.) | Практические | 1 | 2 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Артикуляционная гимнастика. Комплексный голосо-речевой и дикционный тренинг | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Составить тексты на свой дифектный звук. Сделать контрольную аудиозапись и сравнить с первой на наличие дикционных недостатков | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Нормы литературного произношения | ||||||
3.1. | Нормативность произношения гласных | Практические | 1 | 2 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Нормативность произношения звукосочетаний согласных в слове, на стыке слов | Практические | 1 | 2 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Нормативность произношения согласных и гласных в современных и классических текстах | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Подобрать упражнения, скороговорки и тексты для исправления индивидуальных недостатков. Контрольная аудиозапись. Анализ произношения своего и сокурсников. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Транскрибировать тексты на произношение гласных и звукосочетание согласных | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Законы логики в речевом действии. | ||||||
4.1. | Закрепление и совершенствование навыков длинного дыхания, голосоведения, усложненные дикционные тренинги | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Правила логического чтения. | Практические | 1 | 2 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Знаки препинания в речевом действии. | Практические | 1 | 2 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Законы интонации в речевом общении.Логические ударения.Пауза/ Словесное действие. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Логика чтения художественных и информационных текстов | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.6. | Тренировка произношения гласных и согласных звуков в скороговорках, специально подобранных текстах и в бытовой речи | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
4.7. | Составление рассказа из скороговорок на дифектные звуки и подготовить его к чтению | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета. | ||||||
5.1. | Формы общения с телерадиоаудиторией | Практические | 1 | 4 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета. Этапы работы | Сам. работа | 1 | 5 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Чтение простых, сложных и сложносочиненных предложений по знакам препинания и следуя законам логического чтения | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.4. | Действенный анализ текста | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.5. | Определение темы, идеи, жанра произведения, сверхзадачи исполнителя | Практические | 1 | 2 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.6. | Чтение информационных текстов для теле и радио трансляции | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-6, ОПК-17, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.7. | Редактирование и чтение информационных текстов с листа "в кадре" и "за кадром". Запись чтения на аудионоситель сравнительный анализ записи текстов | Сам. работа | 1 | 22 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.8. | Экзамен | 1 | 9 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы для зачета: Типовое практическое задание к зачету К зачету студент должен представить к защите контрольную аудиозапись новостного текста и самостоятельный анализ речевых особенностей и соблюдения языковых норм (уровня речевой культуры) в профессиональной деятельности. Этапы выполнения задания 1) Написать новостной текст для определенного СМИ, указать особенности формата и стиля этого СМИ. 2) Подготовить созданный Вами новостной текст к аудиозаписи. 3) Проанализировать звучание собственного голоса, дикционные недостатки, соблюдение языковых норм и т.п. 4) Составить для себя индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса журналиста, повышению уровня речевой культуры и т.п. (с консультацией преподавателя). Вопросы к экзамену: Типовое практическое задание к экзамену Разработать план теле- или радио- сюжета по заданной теме конкурса профессионального журналистского мастерства «Прямая речь» (см. положение о конкурсе). Написать и отредактировать текст содержания сюжета. Отснять, смонтировать и начитать отредактированный и отрепетированный текст. Организовать работу съемочной группы. Представить работу в определенные сроки в оргкомитет конкурса «Прямая речь». Подготовиться к презентации медиапродукта в группе. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бережная М.А. | Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов | Аспект Пресс, 2017 | |
Л1.2 | А.Н. Петрова | Искусство речи для радио- и тележурналистов: учебное пособие | Аспект Пресс, 2017 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Введенская Л. А. | Риторика и культура речи : учеб. пособие для вузов : | Феникс, 2010 | |
Л2.2 | Б. Д. Гаймакова, C. К. Макарова, В. И. Новикова | Мастерство эфирного выступления: учеб. пособие | Аспект Пресс, 2004 | |
Л2.3 | Штукарева, Е.Б. | Культура речи и деловое общение: учебное пособие | Перо, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445886 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Аудио и видео техника, Microsoft Office Word 2007 Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях и в виде презентации отдельных фрагментов практического задания. В ходе работы у студентов формируются умения анализировать, оценивать и редактировать аудиовизуальные медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ, оформлять результаты исследований и т. д. Одновременно у студентов совершенствуются профессиональные умения и навыки владения техникой устной профессиональной речи. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Результаты представляются в форме презентации авторского медиапроекта для конкурса журналистского мастерства «Прямая речь». На индивидуальных консультациях студенты могут обсудить проблему для создания медиапроекта, выяснить, как собрать и оформить необходимый материал. Основная задача по освоению дисциплины реализуется в режиме самостоятельного подготовки медиапроекта «Прямая речь» или его фрагмента. На зачете студент должен представить к защите контрольную аудиозапись новостного текста и самостоятельный анализ речевых особенностей и соблюдения языковых норм (уровня речевой культуры) в профессиональной деятельности. Этапы выполнения задания: создание новостного текста для определенного СМИ, аудиозапись созданного новостного текста и анализ звучания собственного голоса, дикционных недостатков, соблюдения языковых норм и т.п. Составление индивидуального тренинга по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса журналиста, повышению уровня речевой культуры и т.п. (с консультацией преподавателя). На ответ студенту отводится, как правило, 35 минут. Экзамен проводится в виде презентации авторского медиапроекта для конкурса журналистского мастерства «Прямая речь», если студент выполнил необходимые практические задания и задания для самостоятельной работы, подготовил медиапроект для участия в конкурсе журналистского мастерства «Прямая речь». В ситуации, если студент не выполнил задания для самостоятельной работы и не принял участие в конкурсе «Прямая речь», он готовит индивидуальный проект для защиты на экзамене в соответствии с обозначенными выше требованиями. |