Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 77 | 77 | 77 | 77 |
Часы на контроль | 13 | 13 | 13 | 13 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой проф., д.ф.н., Е.В.Лукашевич
1.1. | Целями дисциплины является ознакомление студентов с технологическими особенностями производства медиапродуктов в средствах массовой информации, изучение основных произ¬водственных циклов их создания и освоение основными навыками работы с текстовыми и аудиовизуальными материалами, вовлеченными в циклы создания контента СМИ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-19 | способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах |
ОПК-20 | способностью использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - особенности технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ; - об особенностях работы в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, методах и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика); - о современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ; - об особенностях технической базы и новейших цифровых технологиях, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать в профессиональной деятельности цифровые и IT-технологии, цифровую технику, пользоваться основными операционными системами, программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации,готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - оперативной подготовки материала с использованием различных знаковых систем (вербальной,фото-, аудио, видео -, графической и т.д.) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах; - редактирования печатного текста, аудио-, видео- или интернет-материала и др., приведения его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; - в разработке и коррекции модели, формата СМИ (издания, канала, передачи и пр.), разработке авторского медиапроекта; - участия в производственном процессе выхода издания, теле-, радиопрограммы (верстка номера или программы, монтаж аудио-, видеоматериала и т.п.) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Печать | ||||||
1.1. | Взаимосвязь редакционных и полиграфических процессов;влияние технологии на дизайн. Развитие полиграфического производства в Алтайском крае. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.2. | Технологические процессы производства печатного издания: этапы развития полиграфической техники; понятие о печатной форме; основные способы печати; технологические процессы: допечатные, формные (изготовление печатных форм), печатные, послепечатная обработка; основные характеристики бумаги для печатной продукции. | Практические | 1 | 4 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Знакомство с технологическими процессами набора и верстки «горячей» технологии и фотонабора (по образцам). | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.4. | Компьютерная технология в полиграфии: ее суть, особенности, внедрение в полиграфическое производство; перераспределение технологических процессов при компьютерной технологии; компьютерное оборудование в редакциях и программное обеспечение. Продвижение издания на рынке. Дистрибуция. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.5. | Изучение источнико.Выполнение индивидуального домашнего задания: инфографика «Технологические процессы производства печатного издания». | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.6. | Корректура текста | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 2. Радио | ||||||
2.1. | История возникновения и становления радио как СМИ. Технические средства радиовещания. Физическая природа звука. Этапы развития звукозаписи. Микрофоны. Типы и диаграммы направленности. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.2. | Структура современного радиоэфира. Форматы радиовещания: информационное и развлекательное. Музыкальные радиостанции. Программирование эфира. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.3. | Организация современного радиовещания и перспективы развития. Государственное и коммерческое радио. Интернет-радио. Аудиоподкаст. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.4. | Подготовка фонограмм | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 3. Телевидение | ||||||
3.1. | История возникновения и становления телевидения как СМИ. Технические предпосылки возникновения телевидения. Механическое (малострочное) телевидение. Электронное телевидение. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
3.2. | Технические средства телевидения. Камкордеры, штативы, монтажные станции. Монтаж: линейный, нелинейный; последовательный, параллельный, прямая склейка. Цветное телевиление. Видеозапись. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
3.3. | Организация современного телевидения и перспективы развития. Эфирное, кабельное, спутниковое телевидение. Передвижная телевизионная станция (ПТС). Телевизионный журналистский комплект (ТЖК). Интернет-телевидение, телевидение высокой четкости, объемное телевидение. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
3.4. | Знакомство с устройством и принципом действия видеоаппаратуры. Участие в организации и проведении видеосъемки. Знакомство с программами видеомонтажа. Монтаж учебного видеоматериала | Лекции | 1 | 2 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
3.5. | Самостоятельное изучение разделов, проработка учебных пособий, подготовка к зачету | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
3.6. | Проведение видеосъемки. | Сам. работа | 1 | 11 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
3.7. | Монтаж учебного видеоматериала. | Сам. работа | 1 | 24 | ОПК-19, ОПК-20 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
3.8. | Зачет | 1 | 13 | Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Калмыков, А. А. | Интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов | ЮНИТИ-[ДАНА], 2005 | |
Л1.2 | Сотникова, Ольга Павловна | Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учебное пособие для вузов | Аспект Пресс, 2014 | |
Л1.3 | Галкин, Станислав Илларионович | Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала : учебное пособие для вузов | Аспект Пресс, 2007 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вылегжанина, А.О. | Организационный инструментарий управления проектом : | Директ-Медиа, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275276 |
Л2.2 | Клещев, О.И. | Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие | Архитектон, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449 |
Л2.3 | Киселев, А.Г. | Теория и практика массовой информации: учеб. для вузов | М.: КноРус, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э3 | Polpred.com: Обзор СМИ. | polpred.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Officе Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
216Д | учебный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; аудиомагнитофон репортажный Marantz PMD - 2 шт.; музыкальный центр АЙВА; спутниковая антенна Супрал 0,6 м + 1 спутниковый ресивер Humax VA Ace+телевизор LCD SONY KDL-32U4000; видеомагнитофон "Kim"; DVD-плейер BBK DV 216 SI; DVD-плейер Sony DVP-NS308 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |