Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Теория и методика журналистского творчества |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ТиМЖТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.
1.1. | формирование у студентов целостного системного представления о коммуникативных особенностях интернет- среды, обусловливающих стилеобразующие признаки материалов в интернет- журналистике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-4 | способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий |
ОПК-5 | готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности |
ПК-1 | готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | имеет представление о основах производства и понимания медиатекстов в профессиональной журналистской деятельности в целом и в области интернет-журналистики, которые связаны со сферой профессиональной специализации; знает теорию и практику интернет-журналистики и коммуникативистики, понимает системный характер обусловленности совокупности признаков текста интернет-СМИ компонентами целями реального коммуникативного акта, профессиональными требованиями и стандартами. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | характеризовать лингвостилистические закономерности построения конкретного журналистского текста и выявлять системный характер обусловленности совокупности признаков текста интернет-СМИ целями реального коммуникативного акта; устанавливает соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках медиатекста как речевого произведения; создавать медиатекст в соответствии с определенными стилеобразующими факторами: адресант - адресат - речевое воздействие - специфика интернет-канала и др. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | выполняет различные виды редакционной работы, связанные со медиастилистическим аспектом функционирования языка в различных типах СМИ; навыком мотивированного отбора стилистических и языковых средств и их организации в тексте интернет-СМИ в зависимости от коммуникативного задания; навыком эффективного использования стандартных и экспрессивных стилистических возможностей этих единиц при создании текстов разной степени сложности для определенных СМИ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика интернет-СМИ | ||||||
1.1. | Интернет как современный медиаресурс и как коммуникативная среда. Медиатекст в системе интернет-коммуникации и интернет-журналистики | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Специфика интернет-СМИ: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Оперативность, открытость, доступность, персонализация, децентрализация медиакоммуникации. | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Типология интернет-изданий: интернет-версия («клон») издания, самостоятельное интернет-издание, смешанные интернет-СМИ, новые медиа. Оригинальные жанры интернет-СМИ | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Специфика контента интернет-СМИ: жанровые и лингвостилистические особенности материалов интернет-СМИ. Стилеобразующие факторы. | Лекции | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Стилеобразующие факторы в процессе производства, восприятия и понимания медиатекстов интернет-СМИ. Лингвостилистические особенности интернет-публикаций | ||||||
2.1. | Медиастилистические особенности производства мультимедийного текста. Специфика коммуникативного воздействия средств различных знаковых систем (вербальной, аудиовизуальной). | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Лингвостилистические особенности интернет-публикаций: компрессия текста («сжатый» текст), зоны максимальной информационной нагрузки в интернет-тексте, заголовочный комплекс. Стилистические особенности создания новостного, аналитического, публицистического интернет-дискурса | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Требования к языку и стилю интернет-СМИ: принципы интерактивности, экономии языковых средств, экспрессивности, выразительности, ясности. | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Аудитория интернет-СМИ. Восприятие и понимание текста интернет-СМИ. Стиль аудиовизуальных средств интернет-текста. | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | КОЛЛОКВИУМ «Специфика стиля и языка интернет-СМИ разных типов» | Сам. работа | 3 | 42 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Анализ кейсов «Специфика стиля и языка интернет-СМИ разных типов» | Практические | 3 | 4 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.7. | Подбор и анализ кейсов «Специфика стиля и языка интернет-СМИ разных типов» | Сам. работа | 3 | 44 | ОК-4, ОПК-5, ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | авт.-сост. Е. В. Лукашевич, М. А. Деминова ; под ред. Е. В. Лукашевич | Стилистика и литературное редактирование : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, , Фак. журналистики, Каф. теории и практики массовых коммуникаций, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | под ред. Н. В. Малычевой | Стилистика и литературное редактирование: учеб. пособие | М.: Дашков и К°, 2012 | |
Л1.3 | Сотникова, О.П. | Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2014 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лазутина Г.В., Распопова С.С. | Жанры журналистского творчества: учебное пособие | Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.2 | Сбитнева, А.А. | Основы литературного редактирования: история, теория, практика: учебное пособие | Директ-Медиа, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435097 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э3 | Polpred.com: Обзор СМИ. | polpred.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |