МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стиль материалов современных интернет-СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Стиль материалов современных интернет-СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного системного представления о коммуникативных особенностях интернет- среды, обусловливающих стилеобразующие признаки материалов в интернет- журналистике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-5 готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности
ПК-1 готовность создавать журналистский авторский медиаконтент в формах и жанрах повышенной сложности, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, знании технологий и профессиональных стандартов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.имеет представление о
основах производства и понимания медиатекстов в профессиональной журналистской деятельности в целом и в области интернет-журналистики, которые связаны со сферой профессиональной специализации; знает
теорию и практику интернет-журналистики и коммуникативистики, понимает системный характер обусловленности совокупности признаков текста интернет-СМИ компонентами целями реального коммуникативного акта, профессиональными требованиями и стандартами.
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать лингвостилистические закономерности построения конкретного журналистского текста и выявлять системный характер обусловленности совокупности признаков текста интернет-СМИ целями реального коммуникативного акта; устанавливает соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках медиатекста как речевого произведения; создавать медиатекст в соответствии с определенными стилеобразующими факторами: адресант - адресат - речевое воздействие - специфика интернет-канала и др.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выполняет различные виды редакционной работы, связанные со медиастилистическим аспектом функционирования языка в различных типах СМИ; навыком мотивированного отбора стилистических и языковых средств и их организации в тексте интернет-СМИ в зависимости от коммуникативного задания; навыком эффективного использования стандартных и экспрессивных стилистических возможностей этих единиц при создании текстов разной степени сложности для определенных СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика интернет-СМИ
1.1. Интернет как современный медиаресурс и как коммуникативная среда. Медиатекст в системе интернет-коммуникации и интернет-журналистики Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Специфика интернет-СМИ: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Оперативность, открытость, доступность, персонализация, децентрализация медиакоммуникации. Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.3. Типология интернет-изданий: интернет-версия («клон») издания, самостоятельное интернет-издание, смешанные интернет-СМИ, новые медиа. Оригинальные жанры интернет-СМИ Лекции 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.4. Специфика контента интернет-СМИ: жанровые и лингвостилистические особенности материалов интернет-СМИ. Стилеобразующие факторы. Лекции 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Стилеобразующие факторы в процессе производства, восприятия и понимания медиатекстов интернет-СМИ. Лингвостилистические особенности интернет-публикаций
2.1. Медиастилистические особенности производства мультимедийного текста. Специфика коммуникативного воздействия средств различных знаковых систем (вербальной, аудиовизуальной). Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.2. Лингвостилистические особенности интернет-публикаций: компрессия текста («сжатый» текст), зоны максимальной информационной нагрузки в интернет-тексте, заголовочный комплекс. Стилистические особенности создания новостного, аналитического, публицистического интернет-дискурса Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.3. Требования к языку и стилю интернет-СМИ: принципы интерактивности, экономии языковых средств, экспрессивности, выразительности, ясности. Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.4. Аудитория интернет-СМИ. Восприятие и понимание текста интернет-СМИ. Стиль аудиовизуальных средств интернет-текста. Практические 3 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.5. КОЛЛОКВИУМ «Специфика стиля и языка интернет-СМИ разных типов» Сам. работа 3 42 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.6. Анализ кейсов «Специфика стиля и языка интернет-СМИ разных типов» Практические 3 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.7. Подбор и анализ кейсов «Специфика стиля и языка интернет-СМИ разных типов» Сам. работа 3 44 ОК-4, ОПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. Е. В. Лукашевич, М. А. Деминова ; под ред. Е. В. Лукашевич Стилистика и литературное редактирование : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, , Фак. журналистики, Каф. теории и практики массовых коммуникаций, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. Н. В. Малычевой Стилистика и литературное редактирование: учеб. пособие М.: Дашков и К°, 2012
Л1.3 Сотникова, О.П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: учебное пособие Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Сбитнева, А.А. Основы литературного редактирования: история, теория, практика: учебное пособие Директ-Медиа, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435097
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.