МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар "Практика медиаисследования"

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 3
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 10 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 108 108
Сам. работа 72 72 36 36 36 36 144 144
Итого 108 108 72 72 72 72 252 252

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.;д.филол.н., профессор, Лукашевич Е.В.;д.ф.н., профессор, Мансурова В.Д.;д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар "Практика медиаисследования"

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие научно-исследовательских, журналистских авторских способностей и приобретение знаний магистрантами в области актуальной проблематики исследования теории и практики журналистской деятельности, а также повышение эффективности самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимой для успешной подготовки магистерской диссертации, для развития и закрепления навыков аналитической работы с медиаресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-8 готовность к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способность выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области
ПК-2 готовность выполнять различные виды редакционой работы с целью создания медийных проектов повышенной сложности
ПК-4 готовность выявлять и обосновывать актуальные проблемы для медиаисследований, самостоятельно их проводить, разрабатывать методологию, программы, методики, анализировать и презентовать результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления научных исследований по проблемам теории и практики журналистики, подходы к определению актуальной проблемы собственного исследования, методику выбора способов и методов научного медиаисследования и разработки медийных проектов разной степени сложности.
3.2.Уметь:
3.2.1.создать логически выстроенное письменное исследование; выражает в исследовательской работе мировоззренческую и научную позиции; способен организовать самостоятельную работу по реферированию и анализу научной литературы, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области; организовать проведение эмпирического медиаисследования, выбрать актуальную тему для научного доклада и научной статьи; создать творческий и / или исследовательский коллектив для создания медийных проектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками планирования и организации самостоятельного научного медиаисследования и разработки медийных проектов разной степени сложности; подготовки научного доклада, сообщения на семинаре, презентации научного сообщения; навыками подготовки научной статьи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы исследования. Теоретическая база
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию и творческой работе. Требования к курсовой работе и магистерской диссертации Практические 1 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Выбор темы и обоснование актуальности научного исследования. Практические 1 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Работа с учебной и справочной литературой. Конспектирование научных источников Сам. работа 1 8 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Определение объекта и предмета медиаисследования. Практические 1 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Теоретическая база исследования: методология и методы исследования Практические 1 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Сообщения по обоснованию темы и методов исследования Сам. работа 1 8 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет Практические 1 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Анализ учебной и методической литературы по теме исследования. Законспектируйте источники Сам. работа 1 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Планирование научного исследования Практические 1 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. План работы над медиаисследованием Сам. работа 1 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Эмпирическая база для медиаисследований. Пилотный проект Сам. работа 1 14 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Выступления с сообщением по основным пунктам введения к медиаисследованию на семинаре. Их анализ Практические 1 10 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Индивидуальные консультации Сам. работа 1 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Этапы медиаисследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования Сам. работа 1 14 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Подготовка чернового варианта теоретической части курсовой работы Сам. работа 1 12 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Определение эмпирической базы исследования. Оформление результатов первого этапа исследования
2.1. Эмпирическая база и ее спецификация для магистерских диссертаций по журналистике. Практические 2 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет. Подготовка сообщения с обоснованием методов работы с эмпирической базой исследования. Подготовка научного исследования: план-график анализа эмпирического материала Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Обоснование методов исследования. Общенаучные, частно-научные, специальные методы исследования применительно к теме ВКР магистра Практические 2 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Анализ эмпирического материала в соответствии с утвержденной методикой Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Реферирование научных источников, правила научного цитирования и оформления ссылок на источники информации Практические 2 4 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Новые аспекты исследования Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Этапы научного исследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования. Результаты промежуточных этапов исследования, формирование доказательной базы исследования Практические 2 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Итоговый вариант курсовой работы Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Научная статья как жанр научного сочинения.Доклад на научной конференции. Специфика презентации научных результатов. Практические 2 10 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Публичная защита курсовой работы на семинаре Практические 2 6 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Завершающий этап работы над медиаисследованием
3.1. Особенности завершающего этапа исследования, оформление его результатов, подготовка к их верификации и проверка. Индивидуальные консультации Практические 3 12 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Анализ полученных результатов исследовательской и практико-ориентированной работы Сам. работа 3 2 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Проблемные зоны исследования, корректировка исходных установок и гипотез медиаисследования Сам. работа 3 16 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Доклады и тексты статей / тезисов для участия в научных конференциях Сам. работа 3 18 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Интеграция теоретических и практических результатов работы в семинаре. Выступления студентов с докладами, их анализ в группе. Практические 3 14 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Выявление «белых пятен» исследовательского процесса и оформление перспектив доработки магистерской диссертации в период преддипломной практики Практические 3 10 ОК-1, ОПК-8, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2005
Л1.2 Вылегжанина, А.О. Организационный инструментарий управления проектом : Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275276
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алексеева А. О. Интернет – СМИ: теория и практика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение