МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар "Практика медиаисследования"

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 184
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2
курсовая работа: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 92 92 92 92 184 184
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Мансурова В.Д.;д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.;д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.;д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар "Практика медиаисследования"

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель спецсеминара – развитие творческих способностей и приобретение знаний магистрантами в области актуальной проблематики исследования теории и практики журналистской деятельности, а также повышение эффективности самостоятельной научно-исследовательской работы, необходимой для успешной подготовки магистерской диссертации, для развития и закрепления навыков аналитической работы с медиаресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 готовность к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способность выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области
ПК-2 готовность выполнять различные виды редакционой работы с целью создания медийных проектов повышенной сложности
ПК-7 способность осуществлять разработку концепции медиапроекта на базе знания современных принципов и методов медиапроектирования и медиамоделирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления медиаисследований по проблемам теории и практики журналистики, подходы к определению актуальной проблемы собственного медиаисследования, методику выбора способов и методов медиаисследования; соответствующие методологические направления и конкретные наиболее востребованные методы, применяемые в сфере медиаисследований; основы создания медийных проектов повышенной сложности; теоретические основы постановки проектных задач и реализации всех этапов проектирования для творческих коллективов, процедуры выработки и обсуждения идей, применяемых в медиапроектировании.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать самостоятельную работу по реферированию и анализу научной литературы; организовать проведение эмпирического исследования, выбрать актуальную тему для научного доклада и научной статьи; ставить исследовательские задачи, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области; формулировать цели и задачи, разрабатывать и реализовывать план медиаисследования; анализировать проекты различного типа, представленные в медиапространстве; выявлять наиболее эффективные способы медиамоделирования, осуществлять их синтез в применении к созданию собственного медиаисследования; ставить проектные задачи для творческих коллективов, распределять задачи между творческими работниками и оценивать их деятельность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками планирования и организации самостоятельного научного медиаисследования, подготовки научного доклада, сообщения на семинаре, презентации научного сообщения; методами создания новых медиапродуктов, процедурами выработки социально-значимых идей и их воплощениея в форме медиаисследования; общередакционными навыками в применении к анализу и созданию мультимедиапроектов; навыками в области творческой разработки медиапродуктов. и творческой разработки медиапродуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы исследования. Теоретическая база
1.1. Выбор темы и обоснование актуальности научного исследования. Определение объекта и предмета исследования Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. План работы над медиаисследованием Сам. работа 1 6 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Теоретическая база исследования: методология и методы исследования. Работа с учебной и дополнительной литературой, с ресурсами Интернет Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Анализ учебной и справочной литературы по проблеме медиаисследования Сам. работа 1 20 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Подготовка сообщений по обоснованию темы и методов исследования Сам. работа 1 20 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Определение эмпирической базы для медиаисследования и выполнение пилотного проекта Сам. работа 1 14 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Планирование научного исследования Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Этапы медиаисследования. Работа с эмпирическим материалом. Логика процедуры исследования Сам. работа 1 12 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Эмпирическая база исследования. Проблема выборки и обоснование репрезентативности результатов исследования Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Обоснование методов исследования. Общенаучные, частно-научные, специальные методы исследования применительно к теме ВКР магистра Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Подготовка чернового варианта теоретической части курсовой работы Сам. работа 1 20
1.12. Выступления с сообщением по основным пунктам проведенного медиаисследования на семинаре. Их анализ Практические 1 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Работа с научной литературой, ресурсами Интернет
2.1. Реферирование научных источников, правила научного цитирования и оформления ссылок на источники информации Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Подготовка научной литературы по журналистике, медиакоммуникации и т.п. Конспектирование основных требований к форме, стилю изложения и лексике научного стиля Сам. работа 2 20 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Анализ эмпирического материала в соответствии с утвержденной методикой Сам. работа 2 10 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Этапы научного исследования. Работа с эмпирическим материалом Практические 2 4 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Определение новых аспектов исследования Сам. работа 2 11 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Анализ полученных результатов исследовательской и практико-ориентированной работы Сам. работа 2 10 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Определение проблемных зон, корректировка исходных установок и гипотезы медиаисследования Сам. работа 2 16 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Завершающий этап работы над медиаисследованием
3.1. Особенности завершающего этапа исследования, оформление его результатов, подготовка к их верификации и проверка Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Подготовка докладов и текстов статей / тезисов для участия в научных конференциях Сам. работа 2 15 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Оформление результатов в соответствии с требованиями, подготовка итогового варианта курсовой работы; подготовка доклада и презентации результатов медиаисследования для защиты Сам. работа 2 10 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Выявление «белых пятен» исследовательского процесса и оформление перспектив доработки в период преддипломной практики Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Публичная защита курсовой работы на семинаре Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Зачет 2 4 ОПК-8, ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2005
Л1.2 Вылегжанина, А.О. Организационный инструментарий управления проектом : Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275276
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алексеева А. О. Интернет – СМИ: теория и практика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение