МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилистика и литературное редактирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 70
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 70 70 70 70
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.;к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Стилистика и литературное редактирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951) заочная форма обучения

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного системного представления о функционировании языка в его стилевых разновидностях, о стилистических ресурсах языка, разнообразие которых способно удовлетворить коммуникативные потребности журналиста;
формирование у студента-журналиста целостного и системного представления о закономерностях создания и обработки журналистского текста; овладение методикой анализа и редактирования журналистского произведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-16 быть способным использовать современные методы редакторской работы
ОПК-17 способностью эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о функционально-стилистической разнородности и выраженной социальной ориентированности текстов, распространяемых по каналам массовой коммуникации; об общей картине социальной и стилистической дифференциации национального языка в ее современном состоянии в том виде, как она предстает в mass-media;
понимать свою роль в издательском процессе и процессе работы с автором.
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно интерпретировать стилистическую информацию, которую несут единицы разных уровней языка (лексические, грамматические);
находить иностилевые элементы в медиатекстах и определять уместность их использования в данном медиатексте;
ориентироваться на психологические особенности профессионального редакторского чтения текста массовой коммуникации;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.мотивированного отбора языковых средств и их организации в медиатексте в зависимости от коммуникативного задания;
эффективного использования экспрессивных возможностей этих единиц при создании медиатекстов;
работы с логическими и композиционными основами редактирования текста;
работы с фактическим материалом в профессиональной деятельности;
стилистической правки текста при сохранении его индивидуально-авторских особенностей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса стилистики. Стилеобразующие факторы
1.1. Стилистика как раздел языкознания. Основные понятия и категории стилистики. Стилистическая норма Лекции 4 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Стилеобразующие факторы. Общая характеристика функциональных стилей Лекции 4 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Общая характеристика функциональных стилей. Принципы классификации функциональных стилей. Сам. работа 4 11 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Анализ текстов различных функциональных стилей
2.1. Научный стиль как функциональная разновидность русского литературного языка. Основные функции и основные стилевые черты. Языковые особенности Лекции 4 1 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Официально-деловой стиль. Основные функции и основные стилевые черты. Языковые особенности Лекции 4 1 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Публицистический стиль. Понятие о языке СМИ. Основные функции и основные стилевые черты. Языковые особенности современной публицистики. Лекции 4 1 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Разговорный стиль. Основные функции и основные стилевые черты. Языковые особенности разговорного стиля Лекции 4 1 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Анализ текстов различных функциональных стилей Практические 4 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Анализ коммуникативно-стилистических особенностей текстов различных типов СМИ Сам. работа 4 12 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Домашняя контрольная работа «Анализ текстов различных функциональных стилей» Сам. работа 4 12 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Литературное редактирование
3.1. Текст как объект литературного редактирования Лекции 4 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Психологические предпосылки редактирования Сам. работа 4 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Методика редактирования авторского материала Лекции 4 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.4. Этапы постижения смысла текста Сам. работа 4 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.5. Логические основы редактирования Лекции 4 1 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.6. Редакторский анализ фактической основы текста Практические 4 1 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.7. Работа над композицией авторского материала Сам. работа 4 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.8. Работа редактора над текстами, различными по способу изложения Лекции 4 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.9. Работа над фактическим материалом Лекции 4 1 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.10. Редакторский анализ языка и стиля Сам. работа 4 8 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.11. Выполнение индивидуальных заданий по редактированию текста Сам. работа 4 14 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.12. Комплексный анализ текста Практические 4 1 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.13. Реферат Сам. работа 4 7 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.14. Экзамен 4 18 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. В. Малычевой Стилистика и литературное редактирование: учеб. пособие М.: Дашков и К°, 2012
Л1.2 Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учебное пособие М. : Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сбитнева, А.А. Основы литературного редактирования: история, теория, практика: учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435097
Л2.2 авт.-сост. Е. В. Лукашевич, М. А. Деминова ; под ред. Е. В. Лукашевич Стилистика и литературное редактирование : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Былинский, К.И. Литературное редактирование : учебное пособие Флинта, 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103355
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех gramota.ru
Э2 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
На лекционных занятиях студенты заочной формы обучения получают методические рекомендации по самостоятельному изучению значительной части учебного материала.
В случае возникновения затруднений студентам рекомендуется обратиться к преподавателю. При необходимости преподаватель рассмотрит на практическом занятии или консультации тему, вызвавшую у студента трудности при самостоятельном изучении материала.

2. Практические занятия.
На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного русского языка.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Стилистика и литературное редактирование", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачету в первом семестре и экзамену во втором.
Виды самостоятельной работы:

а) выполнение тестовых заданий (7,8 семестры)
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.

б) выполнение контрольной работы
7 семестр: «Анализ коммуникативно-стилистических особенностей разных типов СМИ» по следующей схеме:
1) Студенты самостоятельно подбирают СМИ (печатное, ТВ, радио, интернет-СМИ), дают его общую типологическую характеристику с учетом целевой аудитории (см., например: http://www.media-atlas.ru/).
2) В практической части: подбирают не менее 10 медиапродуктов выбранного СМИ, относящихся к его базовому контенту (публикации, телесюжеты, радиосюжеты и др.). Проводят анализ коммуникативно-стилистических особенностей, которые используют журналисты, выявляют типичные для данного СМИ особенности, подтверждают примерами из медиатекстов, обозначая их функции.
3) Готовят письменное резюме, в котором на основании обобщения выявленных особенностей характеризуют специфику стиля и медиакоммуникации выбранного СМИ, формулируя рекомендации журналистам (не менее 2 страниц текста 12 кегль одинарный интервал).
4) Обязательна мультимедийная презентация (не более 10 слайдов).
8 семестр: «Редакторский анализ текста»:
1) Студенты самостоятельно подбирают медиатекст из материалов районных СМИ (http://www.altairegion22.ru/info/mass-media/line02/regions_paper/).
2) Последовательно выполняют все виды редакторского анализа по методикам, освоенным в ходе практических занятий.
1. Постижение смысла текста.
2. Исследование логических качеств текста.
3. Редакторское исследование композиции текста.
4. Редактирование способов изложения.
5. Стилистическая правка текста.
6. Оценка фактического материала.
3) Формулируют письменное заключение, в котором характеризуют замечания по редакторскому анализу и дают рекомендации по устранению замечаний.
4) Обязательна мультимедийная презентация редакторского анализа.

4. При реализации учебной дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Экзамен (7,8 семестры).
Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.