МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика медиасистем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика медиасистем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать общее представление о современных моделях средств массовой информации и факторах, определяющих их становление и развитие, сформировать понятийный аппарат дисциплины, познакомить студентов с особенностями медиасистем в России и за рубежом в целом, изучить основные модели медиасистем, рассмотреть национальные особенности моделей медиасистем, вывить факторы их унификации.
Задачами дисциплины являются:
изучение современного состояния системы средств массовой коммуникации и информации, ее инфраструктуры, а также основных организационных форм медиаиндустрии; понимание базовых типологических признаков различных медиасистем, а также их основных отличительных черт; овладение навыками профессиональной деятельности с учетом специфики средства медиасистем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-4 готовность осуществлять профессиональную деятельность, базируясь на знании современных медиасистем, их структуры, знания специфики российской и зарубежных национальных моделей СМИ
ОПК-7 готовность учитывать значение экономических факторов в деятельности медиапредприятий, эффективно использовать знания медиаэкономики в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые логические законы для оценки различных данных; выделяет критерии состояния медиасистем, связи и принципы распространения информации в медийном пространстве; роль и специфику различных типов СМИ в современном мире; принципы работы СМИ в условиях рыночной экономики как в российском, так и в иностранном сегменте; особенности аудиторий СМИ различных типологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять на высоком профессиональном уровне различные виды работы, связанные с подготовкой медиатекстов; обосновать роли социальных сетей при распространении информации в современном обществе, рассматривая как позитивные стороны процесса, так и риски.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.специальным инструментарием для мониторинга и анализа контента, владеет современными инструментами поиска и анализа информации, продвижения информационного продукта; владеет навыком подготовки текстов для различных медиаплатформ, редактировать материалы для продвижения в сети.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Системы и модели СМИ в современном обществе
1.1. Система СМИ. Её место и роль в обществе Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Целостность системы СМИ Практические 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Типологические признаки печатного издания Практические 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Основные тенденции формирования и функционирования систем СМИ России и зарубежных стран Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Типологическая структура СМИ. Методы и методики типологического анализа Практические 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Виды стратегий медиасистемы Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Медиасистема России Сам. работа 1 30 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Основные сегменты телевидения Российской Федерации, его перспективы, закономерности развития, проблемы, слабости и угрозы Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Перспективы онлайновых СМИ в РФ и в западной журналистике Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Национальные системы печатных, аудиовизуальных СМИ: типологические особенности
2.1. Специфика периодической печати в системе СМИ Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Создание модели мультимедийного интернет-издания по плану, предложенного преподавателем Сам. работа 1 38 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Типология печатных СМИ по признаку локальности Практические 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Телевидение в системе СМИ Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Типология печатных изданий с точки зрения функционально-тематической направленности Практические 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Проблемы и перспективы развития телесистемы РФ Практические 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Системные особенности современного радиовещания Практические 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Информационные агентства как развивающаяся подсистема СМИ Практические 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Типология электронных СМИ Практические 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Российские СМИ и Интернет Практические 1 2 ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. О. Алексеева и др. Интернет – СМИ: теория и практика : учебное пособие Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации : учебник для вузов КноРус, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение: учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л2.2 Мансурова, Валентина Дмитриевна Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография Изд-во АлтГУ, 2002 elibrary.asu.ru
Л2.3 Мандель, Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.