Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Мультимедийная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z42_04_02_Мультимедиа-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Теория и практика медиасистем» являются: дать общее представление о современных моделях средств массовой информации и факторах, определяющих их становление и развитие, сформировать понятийный аппарат дисциплины, познакомить студентов с особенностями медиасистем в России и за рубежом в целом, изучить основные модели медиасистем, рассмотреть национальные особенности моделей медиасистем, вывить факторы их унификации. Задачами дисциплины являются: изучение современного состояния системы средств массовой коммуникации и информации, ее инфраструктуры, а также основных организационных форм медиаиндустрии; понимание базовых типологических признаков различных медиасистем, а также их основных отличительных черт; овладение навыками профессиональной деятельности с учетом специфики средства медиасистем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий |
ОПК-4 | готовность осуществлять профессиональную деятельность, базируясь на знании современных медиасистем, их структуры, знания специфики российской и зарубежных национальных моделей СМИ |
ОПК-7 | готовность учитывать значение экономических факторов в деятельности медиапредприятий, эффективно использовать знания медиаэкономики в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые логические законы для оценки различных данных; выделяет критерии состояния медиасистем, связи и принципы распространения информации в медийном пространстве; роль и специфику различных типов СМИ в современном мире; принципы работы СМИ в условиях рыночной экономики как в российском, так и в иностранном сегменте; особенности аудиторий СМИ различных типологий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выполнять на высоком профессиональном уровне различные виды работы, связанные с подготовкой медиатекстов; обосновать роли социальных сетей при распространении информации в современном обществе, рассматривая как позитивные стороны процесса, так и риски. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | специальным инструментарием для мониторинга и анализа контента, владеет современными инструментами поиска и анализа информации, продвижения информационного продукта; владеет навыком подготовки текстов для различных медиаплатформ, редактировать материалы для продвижения в сети. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1.Системы и модели СМИ в современном обществе | ||||||
1.1. | Система СМИ. Её место и роль в обществе | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Целостность системы СМИ | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Медиасистема России | Сам. работа | 2 | 30 | ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Основные сегменты телевидения Российской Федерации | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Перспективы онлайновых СМИ в РФ и в западной журналистике | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Разработка модели мультимедийного интернет-издания по предложенному плану | Сам. работа | 2 | 35 | ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. 2. Национальные системы печатных, аудиовизуальных СМИ: типологические особенности | ||||||
2.1. | Специфика периодической печати в системе СМИ | Лекции | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-4 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Анализ теоретических работ | Сам. работа | 2 | 9 | ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Типология печатных СМИ по признаку локальности | Практические | 2 | 1 | ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Типология печатных изданий с точки зрения функционально-тематической направленности | Практические | 2 | 1 | ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Информационные агентства в системе СМИ | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | «Новые СМИ» – СМИ в Интернете | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ОПК-4, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Зачет | 2 | 4 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. О. Алексеева и др. | Интернет – СМИ: теория и практика : учебное пособие | Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.2 | Киселев, Александр Георгиевич | Теория и практика массовой информации : учебник для вузов | КноРус, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. А. Бриггза, П. Кобли | Медиа: введение: учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784 |
Л2.2 | Мансурова, Валентина Дмитриевна | Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации : монография | Изд-во АлтГУ, 2002 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Мандель, Б.Р. | Некоторые актуальные проблемы современной науки : учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э2 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э3 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |