Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 28 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 112 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - формирование базовых знаний об атмосфере и ее составе, процессах преобразования солнечной радиации в атмосфере, тепловом и водном режиме, основных циркуляционных системах в различных широтах, о климатической системе и процессах климатообразования. Задачи - получение базовых знаний о строении атмосферы и составе воздуха, радиационных процессах в атмосфере, теплообмене и влагообмене, особенностях общей атмосферной циркуляции, определяющих изменения погоды и климата в различных широтах, о климатической системе и процессах климатообразования, крупномасштабных изменениях климата и современном потеплении климата. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04 |
ОПК-5 | знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении |
ПК-14 | владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия и законы учения об атмосфере и гидросфере; - закономерности процессов климатообразования и функционирования гидросферы; - строение атмосферы и гидросферы; - закономерности функционирования атмосферы и гидросферы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать метеорологические и гидрологические данные; - обрабатывать, интерпретировать и прогнозировать изменения в атмосфере и гидросфере; - получать и анализировать гидрологические и метеорологические данные; - использовать полевые и лабораторные методы изучения состояния атмосферы и гидросферы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами проведения наблюдений за состоянием атмосферы и гидросферы; - навыками получения метеорологических и гидрологических данных с использованием современного оборудования; - методами анализа и интерпретации данных по состоянию атмосферы и гидросферы; - навыками прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Введение | Лекции | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Метеорологическая станция: организация наблюдений и обустройство метеорологической площадки | Практические | 4 | 1 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Всемирная служба погоды: наземная и космическая система наблюдений, глобальная система связи, глобальная система обработки данных. Всемирная климатическая программа (ВКП). | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Воздух и атмосфера | ||||||
2.1. | Воздух и атмосфера | Лекции | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Атмосферное давление | Практические | 4 | 1 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | «Озоновые дыры» атмосферы. «Кислотные дожди» в атмосфере | Практические | 4 | 1 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Состав сухого воздуха у земной поверхности. Изменение состава воздуха с высотой. Газовые и аэрозольные примеси к атмосферному воздуху, озон. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Радиация в атмосфере | ||||||
3.1. | Наблюдения за солнечной радиацией на метеостанциях | Практические | 4 | 1 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Распределение солнечной радиации на границе атмосферы. Географическое распределение суммарной радиации и радиационного баланса земной поверхности на земном шаре. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Строение Солнца. Солнечная активность. Числа Вольфа. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 4. Тепловой режим атмосферы | ||||||
4.1. | Температура почвы и воздуха | Практические | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Географическое распределение температуры, влияние суши и моря, орографии и морских течений. Температуры широтных кругов, аномалии температуры. Температура полушарий и Земли в целом. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Вода в атмосфере | ||||||
5.1. | Вода в атмосфере | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Влажность воздуха. Основные характеристики влажности воздуха и методы их измерения | Практические | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Облачность. Осадки и другие атмосферные явления | Практические | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.2, Л2.3, Л1.1 |
5.4. | Самописцы | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л1.1 |
5.5. | Характеристика режима осадков. Суточный и годовой ход осадков. Продолжительность и интенсивность осадков. Географическое распределение осадков. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Барическое поле и ветер | ||||||
6.1. | Барическое поле и ветер | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Измерение скорости ветра с помощью анемометра | Практические | 4 | 1 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Годовой ход, месячные и годовые аномалии давления. Среднее распределение давления у земной поверхности в январе и июле. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Атмосферная циркуляция | ||||||
7.1. | Атмосферная циркуляция | Лекции | 4 | 1 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | ЦДА. Воздушные массы. | Практические | 4 | 1 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Циклоны и антициклоны | Практические | 0 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
7.4. | Теплый и холодный фронты в циклоне | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
7.5. | Циркуляция в тропиках. Пассаты. Внутритропическая зона конвергенции (ВТЗК). Тропические муссоны. Экваториальная зона западных ветров | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Климатообразование. | ||||||
8.1. | Теплооборот, влагооборот и атмосферная циркуляция как климатообразующие процессы. Географические факторы климата. Микроклимат. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Непреднамеренные воздействия человека на климат. Изменения деятельной поверхности (сведение лесов, распахивание полей, орошение и обводнение, осушение, лесоразведение и пр.) и их последствия для климата. Техногенное увеличение концентрации углекислого газа и других радиационно-активных газов, а также аэрозолей. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Климаты Земли | ||||||
9.1. | Климаты Земли | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Генетическая классификация климатов Б.П. Алисова. | Практические | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
9.3. | Характеристика климата территории | Практические | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 10. Изменения климата | ||||||
10.1. | Изменения климата | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
10.2. | Глобальное потепление и его экологические следствия | Сам. работа | 4 | 14 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
10.3. | Некоторые результаты численного моделирования климата. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 11. Загрязнение атмосферы | ||||||
11.1. | Загрязнение атмосферы | Лекции | 4 | 1 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
11.2. | Методы определения загрязнения атмосферы | Практические | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
11.3. | Наблюдения за качеством атмосферного воздуха и оценка уровня его загрязнения. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-14 | Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.Ф. Харламова, Н.В. Захарчук | Метеорология и климатология: учебное пособие | Барнаул: АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Кислов А.В. | Климатология: учебник | М.: Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Исаев А.А. | Экологическая климатология: основная | М.: Научный мир, 2003 | |
Л2.2 | Харламова Н.Ф., Останин О.В. | Прикладная климатология: методическое пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007 | |
Л2.3 | С. П. Хромов, М. А. Петросянц | Метеорология и климатология: учеб. для вузов: | , 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | «Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории РФ» - http://climate2008.igce.ru/v2008/htm/index00.htm | |||
Э2 | Специализированные массивы для климатических исследований - http://www.meteo.ru/climate/sp_clim.php | |||
Э3 | Научная электронная библиотека - http://elibrary.ru/defaultx.asp | |||
Э4 | http://www.meteo.ru/climate/sp_clim.php - ВНИИГМИ-МЦД | |||
Э5 | http://waterinfo.ru/ - Реки России | |||
Э6 | http://www.hydrology.ru/main/ - Государственный гидрологический институт | |||
Э7 | http://voeikovmgo.ru/ru/ - Главная геофизическая обсерватория им. А. Воейкова | |||
Э8 | http://www.igce.ru/ - Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН | |||
Э9 | http://igras.ru/ - Институт географии РАН | |||
Э10 | http://meteorf.ru/default.aspx - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | |||
Э11 | http://www.global-climate-change.ru/ сайт Изменения климата | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
111Л | лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические указания студентам по изучению дисциплины Магистрант в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени до 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться. Работа на лекции На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и др. Подготовка к семинару Значительную роль выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся. Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров. Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. Подготовка к сессии Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией. Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. |