МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Агроэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильОбщая экология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_ОбЭк-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ФГБУН ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Агроэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплин - формирование системы знаний по основным разделам сельскохозяйственной экологии, об основных законах и принципах агроэкологии, факторах среды, влияющих на продуктивность культурных растений, структуре и динамике сообщества растений, обитающих на сельскохозяйственных полях (фитоценозы) и влиянию компонентов агробиоценозов на жизнедея-тельность культивируемых растений.
Задачи:
- обеспечить усвоение теоретических и прикладных аспектов агроэкологии;
- ознакомить с изменением парадигмы природопользования: отказом от антрпоцентрического подхода к ней и ориентация на сохранение природы (производство сельскохозяйственной продукции без разрушения экологической базы);
- сформировать представление об изучении, оценке состояния и оптимизации агроэкосистем;
- сформировать навыки и умения в использовании различных агрофитоценозов в зависимости от экологических условий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических экологических работ и методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических экологических работ;
основы экологического аудита и экологического менеджмента;
основные понятия в области экологии сообществ для решения прикладных экологических проблем

3.2.Уметь:
3.2.1.использовать нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических экологических работ;
методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту;
использовать знания основных понятий в области экологии сообществ для решения прикладных экологических проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ;
методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту;
навыками применения основных понятий в области экологии сообществ для решения прикладных экологических проблем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в агроэкологию
1.1. История развития агроэкологии. Агроэкология как комплексная наука: цель, задачи, объекты изучения и методологическая основа. Лекции 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Методы исследований в агроэкологии. Сам. работа 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Население агроэкосистем
2.1. Культурные растения. Экологические факторы, влияющие на культурные растения в агроэкосистеме. Влияние культурных растений на среду. Лекции 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Классификация агроэкосистем. Свойства. Особенности агроэкосистем, их отличия от природных и техногенных экосистем. Основные понятия агроэкологии. Лабораторные 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Сорняки. Классификации сорняков по месту произрастания и происхождению. Конкурентные отношения сорняков и культурных растений. Сам. работа 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Биологические особенности и урожай культурных растений (потенциальный, климатически обеспеченный, программируемый и производственный урожай). Сам. работа 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Адаптации сорняков. Экологические требования сорняков к среде. Лабораторные 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Микроорганизмы. Бактерии почвенного профиля. Бактерии как компоненты агроэкосистем. Функциональная роль бактерий в агроэкосистемах. Сам. работа 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Почвенные животные. Классификации почвенных обитателей. Адаптации почвенных животных к среде обитания. Роль почвенных животных. Сам. работа 2 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Почвенные водоросли. Биоразнообразие почвенных водорослей. Водоросли и экологические факторы почвы. Водоросли как компоненты агроэкосистем. Функциональная роль водорослей в агроэкосистемах. Сам. работа 2 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Почвенные грибы. Грибы и экологические факторы среды. Грибы как компоненты агроэкосистем. Функциональная роль грибов в агроэкосистемах. Лабораторные 2 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Систематический обзор почвенной фауны и экологические особенности. Простейшие (жгутиконосцы, саркодовые, инфузории). Черви (плоские, коловратки, круглые, кольчатые). Моллюски (раковинные брюхоногие и голые слизни). Лабораторные 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Членистоногие (многоножки, мокрицы, паукообразные, насекомые). Функциональная роль почвенной фауны в агроценозах. Паразиты пастбищных животных. Лабораторные 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Птицы и млекопитающие в агроценозах. Сам. работа 2 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Деструкция в агроэкосистемах
3.1. Почва как центральное звено агроэкосистем. Деструкция органического вещества в почве. Скорость разложения и минерализации органических остатков. Лекции 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Биогеохимические циклы в естественных экосистемах и агроэкосистемах. Воздействие агроэкосистемы на биосферу. Лабораторные 2 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Цикл углерода. Пути превращения одноуглеродистых соединений. Разложение сложных безазотистых веществ. Круговорот кислорода. Превращение водорода. Круговорот азота: азотфиксация, аммонификация, нитрификация, денитрификация. Круговорот серы. Круговорот фосфора. Круговорот калия. Круговорот железа. Круговорот марганца. Круговорот алюминия. Сам. работа 2 8 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Экология землепользования
4.1. Общая мировая земельная площадь. Виды земель. Типы и виды землепользования. Лекции 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Сельскохозяйственное землепользование. Отрасли сельского хозяйства. Рациональное землепользование. Отрицательное антропогенное воздействие на агроэкосистемы: воздействие сельскохозяйственной техники, мелиорации, загрязнений. Сам. работа 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Устойчивость почв. Деградация почв. Мероприятия, предотвращающие поступление токсичных элементов в растения. Радиоактивное загрязнение почв. Дегумификация почв: понятие и приемы устранения дегумификации почв. Сам. работа 2 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Альтернативные системы землепользования
5.1. Система экологически оптимальной биопродуктивности сельскохозяйственных культур. Поликультуры. Восстановительное земледелие. Биоземледелие и биологическая защита растений. Сам. работа 2 4 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Производство экологически безопасной продукции. Вещества, загрязняющие продукты питания и корма, их предельно допустимая концентрация (ПДК) в продуктах. Загрязненность продуктов животноводства остатками антибиотиков. Сам. работа 2 6 ПК-7 Л1.2, Л1.1
5.3. Новая концепция развития сельского хозяйства. Сам. работа 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Стратегические задачи сельского хозяйства: повышение эффективности фотосинтеза, экологизация сельского хозяйства и снижение энергоемкости, модернизация трофических цепей (растение-человек, растение-животное-человек). Сам. работа 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куликов Я.К. Агроэкология: учебное пособие. : Учебное пособие Вышэйшая школа, 2012
Л1.2 Герасименко В.П. Практикум по агроэкологии: Учебное пособие для студентов СПб.: Изд-во Лань, 2009 5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. П. Бабьева, Г. М. Зенова Биология почв: [учеб. для ун-тов] М.: Изд-во МГУ, 1989
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru/
Э2 http://e.lanbook.com/
Э3 http://www.biblioclub.ru/
Э4 http://www.biblioclub.ru/book/56829/ - Гогмачадзе Г.Д. Агро-экологический мониторинг почв и земельных ресурсов РФ. - М.: МГУ, 2010. - 592 с.
Э5 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=67 - Герасименко В. П. Практикум по агроэкологии : учеб. пособие. - СПб. : Лань, 2009. - 432 с.
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.