МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Учение о биосфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 52 52 52 60
Итого 72 72 72 80

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Учение о биосфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - сформировать целостное представление о биосфере как глобальной системе Земли, обладающей механизмами саморегуляции.
Задачи:
- познакомить с основами организации и функционирования биосферы;
- показать ведущую роль живого вещества в планетарном масштабе;
- выявить причины антропогенного изменения "организованности" биосферы;
- показать необходимость сохранения биоразнообразия и рационального использования природных ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 владением знаниями о философских концепциях естествознания и основах методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- биогеохимические принципы организации биосферы;
- основы эволюции биосферы;
- современные представления о переходе биосферы в ноосферу

3.2.Уметь:
3.2.1.- различать основные типы веществ, слагающих биосферу;
- характеризовать историю развития природы и общества;
- оценивать антропогенную трансформацию экосистем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- анализа изменений основных интегральных характеристик биосферы;
- оценки техногенной трансформации и устойчивости биосферы;
- отбора геологических и биологических проб

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие о биосфере-области распространения жизни
1.1. Характеристка биосферы Лекции 3 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Эволюция представлений о единой картине мира Практические 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Биосфера – оболочка Земли. Диссимметричность биосферы. Границы биосферы. Верхняя граница и озоновый экран. Неоднозначность нижней границы биосферы. Неравномерность распределения живого вещества в биосфере. Вертикальная и горизонтальная структуры биосферы. Эколого-биосферный регион и экосистемы (биогеоценозы). Различные подходы к понятию и структуре биосферы. Физико-химические условия и пределы биосферы Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Учение В.И.Вернадского о биосфере
2.1. Роль и функии живого вещества в биосфере Лекции 3 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Характеристика живого вещества биосферы Практические 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Биосфера и границы жизни. Космос и биосфера. Человек в биосфере. Создание новой ноосферной организованности. Учение В.И. Вернадского о биосфере и новое научное мировоззрение. Учение о биосфере – научный фундамент современной экологии Сам. работа 3 16 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Организованность биосферы и ее усложнение с эволюцией жизни
3.1. Саморегуляция биосферы Практические 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Биогеохимические и энергетические функционирования экосистем. Биогеохимические циклы. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Биологический круговорот веществ - главный фактор эволюции биокосных систем планеты
4.1. Понятие о биогенной миграции химических элементов в биосфере Лекции 3 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Круговороты газообразных веществ и осадочные циклы Практические 3 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Пространственно-временной ряд биогеохимической цикличности. Незамкнутость круговоротов в биосфере и ее планетарное значение. Скорость выхода вещества из круговоротов. Доля вещества (отдельных химических элементов) в циклическом обращении. Время и емкость биогеохимических циклов-потоков. Суточные, сезонные и другие ритмы круговоротов. Биогенные круговороты веществ и биогенных элементов и их антропогенная модификация: газообразного и осадочного циклов, макро- и микроэлементов. Органогенный парагенезис минералов Сам. работа 3 16 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Периодизация истории биосферы
5.1. Коэволюция атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы Лекции 3 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Состояние и особенности эволюции живого вещества в биосфере Практические 3 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Концепции ноосферы Э.Леруа, Пьера Тейяра, Де Шардена и В.И. Вернадского. Черты сходства и различия. Материальность процесса перехода биосферы в ноосферу. Историческая неизбежность трансформации биосферы в ноосферу Сам. работа 0 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Взаимосвязь истории природы и истории общества
6.1. Человек как создатель особой экологической среды Практические 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Производство продуктов питания как процесс в биосфере. Пути повышения продуктивности биосферы. Энергетическая цена индустриализации сельскохозяйственного производства. Биоэнергетический коэффициент полезного действия агропромышленного производства. Современные сельскохозяйственные технологии и проблемы охраны окружающей среды. Угроза сокращения пищевых ресурсов: эрозия почв, деградация почвенного покрова и водных ресурсов, воздействие вредителей и болезней на сельскохозяйственные растения и животных; техногенное загрязнение окружающей среды и производство экологически чистых продуктов питания Сам. работа 3 10 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ягодин, Г. А. Устойчивое развитие: человек и биосфера : М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 znanium.com
Л1.2 О. З. Еремченко Учение о биосфере: учеб. пособие для вузов. М. : Академия,, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вернадский В. И. Живое Вещество и биосфера: М.: Наука, 1994 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.http://www.lib.asu.ru
Э2 2.http://www.biblioclub.ru
Э3 3.http://www.netshkola.com
Э4 4.http://www.alleng.ru
Э5 5.http://www.ecolife.ru
Э6 6.http://www.book.tr.200.net
Э7 7.http://www.books.demetri.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office (Excel, Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet explorer, или другое аналогичное. ОНД-86.
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.