МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Урбоэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н, директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Урбоэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомить студентов с основами взаимодействия искусственной и природной сред на территориях городов и зон их влияния.
Задачи дисциплины:
- познакомить с основами организации и функционирования урбанизированных систем;
- дать представление о принципах взаимодействия человека и городской среды;
- убедить в необходимости сохранения баланса между экономическим развитием города и экологическими интересами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии для организации городского пространства;
- принципы рационального проектирования городов с учетом знаний в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать принципы градостроения с учетом рационального природопользования;
- выявлять источники загрязнения в городах и планировать размещение полигонов ТБО с учетом регионального природопользования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами картографирования экологической ситуации в городских поселениях;
- методами анализа и прогнозирования экологических ситуаций в городской среде

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология городской среды
1.1. Урбоэкосистемы. Ландшафт города. Формы организации городского пространства. Лекции 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Особенности и перспективы развития городов РФ. Сам. работа 7 4 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Загрязнение воздушного бассейна городов
2.1. Загрязнение воздуха городской зоны. Лекции 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Воздействие транспорта на загрязнение воздуха. Лабораторные 7 4 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Состояние химического загрязнения воздуха городов. Сам. работа 7 4 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Энергообеспечение населенных мест
3.1. Природное топливо. Искусственное топливо. Альтернативное углеродсодержащее топливо. Теплоэнергетика и ее воздействие на природную среду. Лекции 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Топливно-энергетический комплекс и окружающая среда. Лабораторные 7 4 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Гидроэнергетика, ядерная энергетика и альтернативная природосберегающая энергетика населенных пунктов. Сам. работа 7 4 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Состояние водных экосистем и гидрогеологические условия городов
4.1. Система водоподготовки в городах и ее проблемы. Лабораторные 7 4 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Виды водопользования. Сам. работа 7 4 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Загрязнение почв
5.1. Городские почвы. Показатели экологического состояния городских почв. Антропогенное воздействие на почвы города. Лекции 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Методы улучшения почв. Сам. работа 7 4 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Физическое загрязнение в условиях города
6.1. Источники шума и вибрации в условиях города. Источники электромагнитного излучения. Лекции 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.2. Мероприятия по снижению уровня физического загрязнения в городах. Сам. работа 7 3 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Образование и утилизация отходов
7.1. Виды городских отходов и объемы их образования. Лекции 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.2. Структура твердых бытовых отходов, способы их утилизации. Лабораторные 7 6 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.3. Проблема эффективности управления отходами. Сам. работа 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. Экология жилища
8.1. Экологическая комфортность жилья. Комплексная оценка микроклимата помещения. Лекции 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.2. Нормирование параметров микроклимата для различных помещений. Сам. работа 7 4 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. Животный и растительный мир города
9.1. Особенности среды обитания городской растительности. Категории озелененной территории в городе. Лекции 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
9.2. Синантропные животные. Сам. работа 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 10. Состояние здоровья городского населения
10.1. Медико-демографические показатели населения. Сам. работа 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 11. Градостроительная экология
11.1. Основы экологического планирования градостроительной деятельности. Лекции 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
11.2. Понятие о «видеоэкологии». Сам. работа 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 12. Геохимический фон городов
12.1. Эколого-геохимическая оценка состояния городов. Лекции 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
12.2. Оценка природного геохимического фона города. Лабораторные 7 6 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 13. Мониторинг урбанизированных территорий
13.1. Виды мониторинга. Комплексная оценка состояния окружающей среды. Основные механизмы управления качеством окружающей среды. Сам. работа 7 2 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
13.2. Экзамен 7 27 ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тетиор А.Н. Городская экология: учеб. пособие М.: Академия, 2007
Л1.2 Ручин А.Б., Мещеряков В.В., Спиридонов С.Н. Урбоэкология для биологов: М.: КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785953206860.html
Л1.3 А.А. Лештаев Агроэкология и урбоэкология : учебно-методическое пособие , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тетиор А.Н. Городская экология: учеб. пособие М.: Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru/
Э2 http://e.lanbook.com/
Э3 http://www.biblioclub.ru/
Э4 Курс в Moodle "Урбоэкология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office (Excel, Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet explorer, или другое аналогичное. ОНД-86.
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.