МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 50
Итого 72 72 72 78

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Бобина И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с основными проблемами социальной экологии и этапами взаимодействия общества и природы.
Задачи:
- изучить основные понятия и закономерности социальной экологии;
- оценивать и прогнозировать развитие социо-экологических процессов;
- изучить основные принципы социальной адаптации человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы социальной экологии;
- способы предотвращения и снятия стресса и гармонизации взаимоотношений между обществом и природой;
- климатические и социально-экономические особеннности территорий;
- способы оценки климатических и социально-экономических условий территорий
3.2.Уметь:
3.2.1.- оценивать степень влияния тех или иных процессов, происходящих в обществе, связанных социоэкологическими событиями и осуществлять прогноз развития этих событий в зависимости от степени значимости для общества;
- анализировать причины экологического кризиса и пути его преодоления;
- анализировать климатические и социально-экономические особенности территорий;
- осуществлять подбор способов оценки климатических и социально-экономических условий территорий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками оценки состояния и качества трудовой среды человека;
- навыками оптимизации трудовой среды и трудовой деятельности человека;
- навыками сбора и структурирования информации о климатических и социально-экономических условиях территорий;
- навыками оценки информации о климатических и социально-экономических условиях территорий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная экология, и ее связь с другими науками
1.1. Предмет и задачи социальной экологии и ее связь с другими науками Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Возникновение и развитие социальной экологии. Специфические социоэкологические системы. Место социальной экологии в системе наук. Методы социальной экологии. Принципы социальной экологии. Законы социальной экологии. Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Взаимодействие природы, человека и общества
2.1. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Взаимодействие общества и природы в истории цивилизации Практические 8 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Диагностика интенсивности субъективного отношения к природе Практические 8 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Человек – существо биосоциальное. Становление современного человека. Морфофункциональные особенности человека. Социально-психологические особенности человека и его общественные функции в разные эпохи. Биологические основы общественной жизни. Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Поведение человека в естественной и социальной среде
3.1. Биологически обоснованные потребности и права личности Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Ссобенности психологической адаптации человека к условиям среды Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Поведение человека. Уровни регуляции поведения. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения. Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Экология жизненной среды
4.1. Антропоэкологические особенности городской и сельской среды Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Особенности адаптации человека к разным видам трудовой деятельности Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Характеристика тяжести и напряженности трудового процесса и его влияние на организм Практические 8 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Социальные аспекты адаптации взрослого организма
5.1. Особенности социальной адаптации взрослого организма Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Социальные аспекты адаптации человека Практические 8 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Способы предотвращения и снятия стресса Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Социальные факторы окружающей среды
6.1. Социальные факторы окружающей среды Практические 8 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Курение и онкологические заболевания. Наркомания и токсикомания. Алкоголизм. Социальные факторы, негативно влияющие на растущий организм. Воздействие телевизора и компьютера на детский организм. Сам. работа 0 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Антропоэкологические аспекты миграции населения
7.1. Миграции населения, как одна из важнейших проблем антропоэкологии Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Волны миграционных процессов. Проблемы вынужденной миграции. Адаптация мигрантов к новым условиям жизни. Социализация переселенцев. Взаимодействие мигрантов с местным населением. Миграции и изменение генофонда населения. Миграции и распространение инфекционных заболеваний.Современные проблемы миграции в России, СНГ и странах Балтии. Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Роль социально-демографических процессов в социальной экологии
8.1. Демографические проблемы социальной экологии Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Демоэтническая дифференциация населения и особенности взаимодействия с окружающей средой Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.3. Социально-демографические проблемы социальной экологии Практические 8 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.4. Демографические процессы и демографическое поведение. Типы воспроизводства населения. Возрастная структура населения. Демографический взрыв. Демоэтническая дифференциация населения и особенности ее взаимодействия с окружающей средой. Демографическая ситуация в России. Демография и социально-экономические процессы. Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Социально-экологические аспекты модернизации
9.1. Социально-экологические аспекты модернизации Практические 8 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.2. Теоретические подходы к вопросам модернизации. Особенности модернизации в России. Модернизация и образ жизни населения. Здоровье населения и модернизация. Модернизация в формировании семьи. Этнические аспекты модернизации. Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. Экологический кризис и пути его преодоления
10.1. Причины экологического кризиса и возможные пути его преодоления Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.2. Ресурсы биосферы и демографические проблемы Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.3. Изменения климата и загрязнение окружающей среды. Истощение сырьевых и энергетических ресурсов. Неконтролируемый прирост населения. Современная ситуация с продовольствием в мире. География и экологические аспекты продовольственной проблемы. Особенности питания населения. Особенности потребления продовольствия в странах мира. Особенности продовольственной проблемы в России. Мировая экологическая безопасность. Научно-техническая революция и ее влияние на экологическую безопасность планеты Земля. Экологическая безопасность России. Основные законы и целевые программы по обеспечению экологической безопасности РФ. Охрана окружающей среды. Мониторинг состояния природной среды как важное направление экологической безопасности. Слагаемые охраны окружающей среды. Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник М.: Академия, 2010, 2010
Л1.2 Залунин В.И. Социальная экология: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: учебник М.: Издательский центр «Академия», 2000
Л2.2 Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http: // www. lib.asu.ru
Э2 http: // www.biblioclub.ru
Э3 http: // www.ecolife.ru
Э4 http:// ecology-portal.ru
Э5 http://elibrary.ru
Э6 Курс на Moodle "Социальная экология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. MS Power Point
2. GreenCITY
3. Stop the Disasters
4. Curve Expert
5. Biodiversity Pro
6. BioDap
7. Oriana
8. TableCurve
9. Axis
10. Малая река
11. Озеро
12. Всемирное рыболовство
13. Спасти леопарда
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
 изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий и информационных библиотечных ресурсов;
 самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
 закрепление теоретического материала при проведении индивидуальных работ путем выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

При проведении занятий по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы», помимо традиционных, предусмотрено применение следующих инновационных технологий обучения: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и экологическая экспертиза проектов, представляющих интерес для Алтайского края, анализ деловых ситуаций на основе имитационных компьютерных моделей (как предоставляемых преподавателем, так и разрабатываемых студентами).
Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением.