МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные процессы почвообразования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Овцинов В.И.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные процессы почвообразования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у магистрантов представления о современных процессах почвообразования, о факторах влияющих на современные почвообразовательные процессы, о почвообразовании и эволюции агрогенных почв, а также представлений о классификационной проблеме в агропочвоведении.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы почвоведения;
- специфику почвообразовательных процессов на современном этапе
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать основы почвоведения в научной и производственно-технологической деятельности;
- оценивать состояние и эволюцию почв в экосистемах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами изучения современных почвообразовательных процессов;
- приемами управления почвообразовательными процессами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Общая схема почвообразовательного процесса. Факторы почвообразования. Особенности почвообразования агрогенных почв Лекции 4 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.2. Геологический и биологический круговороты веществ. Сущность почвообразования. Этапы почвообразования. Факторы почвообразования. Генезис агрогенных почв Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
1.3. Почвообразовательный процесс: стадии почвообразования, элементарные почвообразовательные процессы в почвах различных природных зон. Сам. работа 4 17 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Динамика физических свойств агрогенных почв. Динамика органического вещества в агрогенных почвах
2.1. Динамика физических свойств и органического вещества в агрогенных почвах Лекции 4 1 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
2.2. Изменения гранулометрического состава агрогенных почв. Источники органического вещества в агрогенной почве. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
2.3. Природные факторы динамики почвообразовательных процессов и эволюции почв Сам. работа 4 16 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Поглотительная способность агрогенных почв. Химическая мелиорация почв.
3.1. Динамика поглотительной способности в агрогенных почвах. Виды почвенной кислотности и щелочности почв. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
3.2. Динамика поглотительной способности в агрогенных почвах. Виды почвенной кислотности и щелочности почв. Приемы химической мелиорации агрогенных почв. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
3.3. Природные и антропогенные факторы динамики химических и физико-химических свойств почв Сам. работа 4 16 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Водные свойства и водный режим почв. Воздушные и тепловые свойства почв.
4.1. Категории и формы воды в почвах. Водные свойства почв. Типы водного режима почв и их регулирование. Почвенный воздух, его состав. Воздушные свойства почв. Воздушный режим и его регулирование. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
4.2. Категории и формы воды в почвах. Водные свойства почв. Типы водного режима почв и их регулирование. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
4.3. Почвенный воздух, его состав. Воздушные свойства почв. Воздушный режим и его регулирование. Тепловые свойства почв. Тепловой режим почвы и приемы его регулирования. Типы температурного режима почв. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Плодородие почв и его оценка.
5.1. Оценка плодородия почв. Воспроизводство почвенного плодородия как современный почвообразовательный процесс. Лекции 4 1 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1
5.2. Оценка плодородия почв. Воспроизводство почвенного плодородия Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Ф. Вальков, К.Ш. Казеев, С.И. Колесников Почвоведение: учебник для вузов М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/11220389-2832-44F4-B8D3-8FAA90719134
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
Л2.2 Белобров В. П., Замотаев И. В., Овечкин С. В. География почв с основами почвоведения: учеб. пособие для вузов. М. : Академия, 2004
Л2.3 Под редакцией В.А. Ковды и Б.Г. Розанова Почвоведени. Часть 2. : Учебное пособие М.: Высш. шк., 1988
Л2.4 Под редакцией В.А. Ковды и Б.Г. Розанова М Почвоведение. Часть 1.: Учебное пособие М.: Высш. шк., 1988
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 3. www.elibrary.ru
Э2 2. www.catalog.sfu-kras.ru
Э3 1. www.bookfi.org.
6.3. Перечень программного обеспечения
На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/
Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org
Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). Свободный доступ. http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html
Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия. Доступ к большинству позиций свободный. Имеются ссылки на большинство журналов по биологии.. http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de&notation=W
Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный): https://openlibrary.org/
Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: http://www.digitalbookindex.org/index.cgi
Онлайн-библиотека биологической литературы. Доступ свободный. http://www.biolib.de/
BioOne Complete база данных полнотекстовых статей более чем 200 журналов по биологии, экологии и др.: http://www.bioone.org/
Онлайн-библиотека биологической литературы. Доступ свободный. http://www.biolib.de/
BioOne Complete база данных полнотекстовых статей более чем 200 журналов по биологии, экологии и др.: http://www.bioone.org/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - это крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 26 млн научных статей и публикаций, в том числе электронные версии более 5600 российских научно-технических журналов, из которых более 4800 журналов в открытом доступе: https://elibrary.ru/defaultx.asp
База данных по статьям, журналам, книгам издательства JSTOR: https://www.jstor.org/
База данных издательства Springer по статьям, журналам, книгам, учебникам по всем разделам биологии: https://link.springer.com/
Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы): http://www.consultant.ru/
Поиск электронных книг, публикаций, законов, ГОСТов на сайтах научных электронных библиотек. В поисковике отобраны лучшие библиотеки, в большинстве которых можно скачать материалы в полном объеме без регистрации. В список включены библиотеки иностранных университетов и научных организаций: http://tusearch.blogspot.com
Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий, позволяющая накапливать материалы, систематизировать их в соответствии с внутренним рубрикатором и автоматически связывать новые поступающие документы с уже имеющейся базой http://www.nature.web.ru/
Научная и научно-популярная литература по всем отраслям биологии: http://scilib-biology.narod.ru/
Информационная система «Фундаментальные оценки состояния экосистем и экологического нормирования» http://ecograde.bio.msu.ru/
Сохранение степей России – тематический сайт, о сохранении, восстановлении и неразрушительном использовании степных экосистем и связанных с ними видов растений и животных http://savesteppe.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины "Современные процессы почвообразования", студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы. Дисциплина "Современные процессы почвообразования" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Современные процессы почвообразования". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы (рефераты) при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.