МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н. , проф., Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование экологического мышления, обеспечивающего комплексный подход к анализу и решению экологических проблем современного природопользования и устойчивого развития системы «природа-хозяйство-общество».

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ПК-17 способностью решать глобальные и региональные геологические проблемы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- терминологию и основные понятия, касающиеся проблем экологии и природопользования;
- структуру, состав и эволюцию биосферы как результат деятельности человека;
- представление о классификации природных ресурсов по источникам их образования и степени исчерпаемости;
- правовые и административные основы рационального природопользования;
- глобальные и региональные экологические проблемы
3.2.Уметь:
3.2.1.- решать задачи эффективного и экологичного использования природных ресурсов;
- прогнозировать последствия деятельности человека для окружающей среды;
- использовать способность решения глобальных и региональных экологических проблем в практической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами выбора эффективных технологий использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- методами оценки состояния и прогнозов качества окружающей среды;
- методами использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- навыками использования способности решения глобальных и региональных экологических проблем в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Глобальная экология – междисциплинарная область знаний
1.1. Глобальная экология Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.2. Международные экологические организации Практические 8 4 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.3. Международные экологические акции Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Биосфера: состав, строение. Энергетический, радиационный и водный баланс биосферы. Эволюция и будущее биосферы
2.1. Состав и строение биосферы Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.2. Энергетический, радиационный и водный баланс биосферы Практические 8 4 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.3. Эволюция и будущее биосферы Сам. работа 8 5 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Глобальные изменения климата и истощение озонового слоя
3.1. Глобальное изменение климата Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
3.2. Причины глобального потепления Практические 8 4 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
3.3. Озоновые дыры Сам. работа 8 8 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Глобальное загрязнение окружающей среды и околоземного пространства
4.1. Загрязнение окружающей среды Лекции 8 4 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
4.2. Загрязнение пресных водоемов Практические 8 4 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
4.3. Проблема загрязения Мирового океана Сам. работа 8 5 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Деградация глобальной экологической системы в результате нерационального природопользования.
5.1. Нестабильность глобальной экосистемы Лекции 8 4 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.2. Нерациональное природопользование Практические 8 4 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.3. ООПТ России и мира Сам. работа 8 8 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 6. Глобальные экологические проблемы.
6.1. Глобальные экологические проблемы Лекции 8 6 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
6.2. Пути устаранения экологических проблем в мировом масштабе Практические 8 4 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
6.3. Вырубка лесов, опустынивание. Сам. работа 8 5 ОПК-2, ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гривко Е., Глуховская М. Экология : актуальные направления: учебное пособие: ОГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259142
Л1.2 Экология: Логос, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лузгин Б.Н. Историческая экология: учеб. пособие для магистрантов и студентов геогр. и ист. фак. вузов: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/20
Л2.2 С.Х. Карпенков Концепции современного естествознания : М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229405
Л2.3 Глобальные и региональные изменения климата и природной среды позднего кайнозоя в Сибири: Сибирское отделение Российской академии наук, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97743
Л2.4 Якуцени С. П., Буровский А. М. Политическая экология. : Экология Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271811
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Современные проблемы экологии www.biodat.ru,
Э2 www.eco.rian.ru
Э3 www.footpring.org
Э4 warrax.net
Э5 flex4launch.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. MS Power Point
2. GreenCITY
3. Stop the Disasters
4. Curve Expert
5. Biodiversity Pro
6. BioDap
7. Oriana
8. TableCurve
9. Axis
10. Малая река
11. Озеро
12. Всемирное рыболовство
13. Спасти леопарда
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
 изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий и информационных библиотечных ресурсов;
 самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
 закрепление теоретического материала при проведении индивидуальных работ путем выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

При проведении занятий по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы», помимо традиционных, предусмотрено применение следующих инновационных технологий обучения: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и экологическая экспертиза проектов, представляющих интерес для Алтайского края, анализ деловых ситуаций на основе имитационных компьютерных моделей (как предоставляемых преподавателем, так и разрабатываемых студентами).
Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением.