Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - формирование экологического мышления, обеспечивающего комплексный подход к анализу и решению экологических проблем современного природопользования и устойчивого развития системы «природа-хозяйство-общество». |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03 |
ОПК-2 | владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации |
ПК-17 | способностью решать глобальные и региональные геологические проблемы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - терминологию и основные понятия, касающиеся проблем экологии и природопользования; - структуру, состав и эволюцию биосферы как результат деятельности человека; - представление о классификации природных ресурсов по источникам их образования и степени исчерпаемости; - правовые и административные основы рационального природопользования; - глобальные и региональные экологические проблемы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - решать задачи эффективного и экологичного использования природных ресурсов; - прогнозировать последствия деятельности человека для окружающей среды; - использовать способность решения глобальных и региональных экологических проблем в практической деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами выбора эффективных технологий использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; - методами оценки состояния и прогнозов качества окружающей среды; - методами использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; - навыками использования способности решения глобальных и региональных экологических проблем в практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Глобальная экология – междисциплинарная область знаний | ||||||
1.1. | Глобальная экология | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
1.2. | Международные экологические организации | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
1.3. | Международные экологические акции | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 2. Биосфера: состав, строение. Энергетический, радиационный и водный баланс биосферы. Эволюция и будущее биосферы | ||||||
2.1. | Состав и строение биосферы | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.2. | Энергетический, радиационный и водный баланс биосферы | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.3. | Эволюция и будущее биосферы | Сам. работа | 8 | 5 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 3. Глобальные изменения климата и истощение озонового слоя | ||||||
3.1. | Глобальное изменение климата | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
3.2. | Причины глобального потепления | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
3.3. | Озоновые дыры | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 4. Глобальное загрязнение окружающей среды и околоземного пространства | ||||||
4.1. | Загрязнение окружающей среды | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
4.2. | Загрязнение пресных водоемов | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
4.3. | Проблема загрязения Мирового океана | Сам. работа | 8 | 5 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 5. Деградация глобальной экологической системы в результате нерационального природопользования. | ||||||
5.1. | Нестабильность глобальной экосистемы | Лекции | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
5.2. | Нерациональное природопользование | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
5.3. | ООПТ России и мира | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 6. Глобальные экологические проблемы. | ||||||
6.1. | Глобальные экологические проблемы | Лекции | 8 | 6 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
6.2. | Пути устаранения экологических проблем в мировом масштабе | Практические | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
6.3. | Вырубка лесов, опустынивание. | Сам. работа | 8 | 5 | ОПК-2, ПК-17 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гривко Е., Глуховская М. | Экология : актуальные направления: учебное пособие: | ОГУ, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259142 |
Л1.2 | Экология: | Логос, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лузгин Б.Н. | Историческая экология: учеб. пособие для магистрантов и студентов геогр. и ист. фак. вузов: | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/20 |
Л2.2 | С.Х. Карпенков | Концепции современного естествознания : | М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229405 |
Л2.3 | Глобальные и региональные изменения климата и природной среды позднего кайнозоя в Сибири: | Сибирское отделение Российской академии наук, 2008 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97743 | |
Л2.4 | Якуцени С. П., Буровский А. М. | Политическая экология. : Экология | Директ-Медиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271811 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | flex4launch.ru | |||
Э2 | warrax.net | |||
Э3 | www.footpring.org | |||
Э4 | www.eco.rian.ru | |||
Э5 | Современные проблемы экологии | www.biodat.ru, | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. MS Power Point 2. GreenCITY 3. Stop the Disasters 4. Curve Expert 5. Biodiversity Pro 6. BioDap 7. Oriana 8. TableCurve 9. Axis 10. Малая река 11. Озеро 12. Всемирное рыболовство 13. Спасти леопарда Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
111Л | лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт. |
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия: изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий и информационных библиотечных ресурсов; самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы; закрепление теоретического материала при проведении индивидуальных работ путем выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий. При проведении занятий по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы», помимо традиционных, предусмотрено применение следующих инновационных технологий обучения: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и экологическая экспертиза проектов, представляющих интерес для Алтайского края, анализ деловых ситуаций на основе имитационных компьютерных моделей (как предоставляемых преподавателем, так и разрабатываемых студентами). Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением. |