МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биохимия и физиология адаптаций растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и молекулярная биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биохим-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Бородулина И.Д.

Рецензент(ы):
к.с.-х..н., уч.сек.ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Биохимия и физиология адаптаций растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - дать студентам современные представления формирования механизмов адаптации растений к неблагоприятным факторам среды

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- виды информационных технологий и разновидности открытых образовательных сред для организации обучения в современном образовательном учреждении;
- методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.- эксплуатировать современное оборудование и информационные технологии на практике;
- самостоятельно осуществлять выбор современного оборудования и использования информационных технологий и верно их применять для достижения практических целей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками организации проектной работы с применением информационных компьютерных технологий;
- навыками, необходимыми для организации проектной работы с применением информационных компьютерных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. АДАПТАЦИЯ РАСТЕНИЙ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ТЕМПЕРАТУРАМ
1.1. Адаптация растений к действию высоких и низких температур Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.2. Устойчивость клеток растений к холоду Лабораторные 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.3. Изучение действия сахара на белки протопласта при отрицательных температурах Лабораторные 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.4. Определение жаростойкости растений (по Ф.Ф. Мацкову) Лабораторные 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.5. Молекулярные механизмы термостабильности при действии высоких температур. Молекулярные механизмы адаптации растений к низкой и отрицательной температуре. Теория закаливания растений И.И. Туманова Сам. работа 3 15 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 2. АДАПТАЦИЯ РАСТЕНИЙ К ВОДНОМУ ДЕФИЦИТУ
2.1. Определение засухоустойчивости растений методом крахмальной пробы Лабораторные 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
2.2. Физиолого-биохимические механизмы адаптации растений-мезофитов к недостатку воды Сам. работа 3 10 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
2.3. Адаптация растений к водному дефициту Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 3. АДАПТАЦИЯ РАСТЕНИЙ К ЗАСОЛЕНИЮ И ТЯЖЕЛЫМ МЕТАЛЛАМ
3.1. Адаптация растений к избыточному засолению и тяжелым металлам Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
3.2. Определение солеустойчивости растений Лабораторные 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
3.3. Повреждающее действие солей. Индикатор солеустойчивости растений. Интеграция механизмов устойчивости к водному дефициту и засолению. Влияние тяжелых металлов на физиологические процессы. Клеточные и молекулярные механизмы устойчивости к тяжелым металлам. Биохимическая адаптация к почве Сам. работа 3 10 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 4. АДАПТАЦИЯ РАСТЕНИЙ К РАДИАЦИИ, ЗАГАЗОВАННОСТИ, УСЛОВИЯМ ГИПО- И АНОКСИИ
4.1. Адаптация растений к действию радиации, загазованности, условиям гипо- и аноксии Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
4.2. Ранняя диагностика устойчивости растений к вымоканию Лабораторные 3 4 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
4.3. Механизмы устойчивости растений к УФ-радиации. Газоустойчивость и газочувствительность растений. Теория фотоокисления Н.А. Красинского. Основные формы газо-и дымоустойчивости растений (по Ю.З. Кулагину). Растения-биоиндикаторы загазованности среды. Активирование анаэробного метаболизма в условиях дефицита кислорода. Повреждения биомолекул активными формами кислорода. Детоксикация продуктов окислительной модификации биомолекул. Сам. работа 3 14 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2
4.4. Экзамен 3 27 ПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Андреев, В.П. Лекции по физиологии растений : Учебное пособие РГПУ им. А. И. Герцена, , 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Полевой В.В. Физиология растений: М.: Высшая школа,, 1989
Л2.2 Циклический гуанозинмонофосфат и сигнальные системы клеток растений: Монография МИнск: Беларуская наука, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330485
Л2.3 Бородулина И. Д., Вечернина Н. А. Практикум по физиологии растений: учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л2.4 Физиология патогенеза и болезнеустойчивости растений: Учебное пособие Минск: Беларуская навука, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Биохимия и физиология адаптаций растений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-ресурсы, мультимедийный проектор, MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
315Л лаборатория физиологии растений; лаборатория цветочно-декоративных растений и дендрологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 5 шт.; компьютер: марка Intel Dual Core - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen MW - 1 единица; вытяжной шкаф автономный SPO3A1; печь муфельная ЭКПС10; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; центрифуга лабораторная с ротором BioSan; термостат жидкостный с магнитной мешалкой WB-4MS BioSan; бокс абактериальной воздушной среды БАВнп-01 Ламинар-С; микроскоп Альтами 104 - 4 шт.; холодильник Atlant – 1 шт.; автоматические дозаторы Black Thermo 15 шт.; набор реактивов и лабораторной посуды для физиологии растений
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.